Развитие Региональной системы исполнения регламентов Рязанской области

1,1 млн
жителей региона
50%
пользователей электронных госуслуг
на порядок
сокращение трудоемкости перевода услуги в электронный вид
Заказчик: Правительство Рязанской области
Теги:

Правительство Рязанской области реализует долгосрочную политику в области развития информатизации. В рамках государственной программы Рязанской области «Развитие информационного общества, инновационной деятельности и промышленности (2015 - 2020 годы)» решаются задачи перевода услуг в электронный вид, организации межведомственного электронного взаимодействия, создания инфраструктуры и организации информационной безопасности.

Региональная система исполнения регламентов Рязанской области (далее – РСИР) создана на базе возможностей платформы DIRECTUM, и в 2015-2016 гг. успешно прошла опытную эксплуатацию.

РСИР обеспечивает предоставление в электронной форме государственных услуг и исполнение государственных функций ИОГВ Рязанской области, а также предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций органами местного самоуправления. Оператором РСИР является Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области.

Направления развития Региональной системы исполнения регламентов в 2018 году

В качестве основных блоков работ стоит выделить:

1. Мультирегиональный Единый портал государственных услуг (ЕПГУ).

Единый портал госуслуг предоставляет единый набор возможностей и сервисов, универсально применяемых для любого региона. Для удобства граждан создается «единое окно» для получения всех типов услуг, доступных в электронном виде. Региону необходимо «встроиться» в ЕПГУ.

https://partners.gosuslugi.ru/htdocs/img/partners-page/multiregion.png

Подробнее на ЕПГУ

2. Единые интерактивные формы заявлений ЕПГУ

Регионам РФ стала доступна возможность использовать единые интерактивные формы заявлений на оказание услуги (шаблоны), а также формы отображения результата оказанной услуги. В личном кабинете на Едином портале госуслуг граждане могут видеть весь список поданных ранее заявлений и статус работ по ним. Регионы должны использовать единые механизмы форм.

3. Поддержка работы СМЭВ через системы-агрегаторы

В рамках проекта развития РСИР требовалось организовать поддержку работы СМЭВ через системы-агрегаторы и создать универсальную методику проектирования и разработки адаптеров к видам сведений СМЭВ 3.


 

Мультирегиональный Единый портал государственных услуг (ЕПГУ)

Работа ЕПГУ (далее Единый портал) с информационными системами органов исполнительной власти (ИС ОИВ), оказывающими услуги, строится через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3).

В качестве ИС ОИВ в Рязанской области выступает Региональная система исполнения регламентов (РСИР, далее Региональная система), которая уже была интегрирована с Региональным порталом государственных услуг. Для интеграции с Единым порталом госуслуг используется СМЭВ 3.

Общий процесс обработки заявления на оказание государственной услуги изображен на рисунке ниже.

В рамках проекта по мультирегиональности реализованы:

1. Интеграция с видом сведений (ВС) СМЭВ3 для приема и обработки запросов по заявлениям услуг, выведенных на Единый портал.

Вид сведений должен быть разработан регионом и зарегистрирован в СМЭВ 3. Специалисты DIRECTUM разработали и зарегистрировали новый вид сведений СМЭВ 3, через который происходит предоставление услуг на Едином портале. Чтобы любую региональную услугу можно было быстро адаптировать под вид сведений и вывести ее на Единый портал, создан специальный справочник, в котором осуществляется настройка услуг.

В справочнике осуществляется:

  • Привязка услуги Федерального реестра государственных услуг (ФРГУ) с услугой Республиканской системы;
  • Настройка реквизитов заявления;
  • Настройка макета для формирования заявления;
  • Настройка разрешения приглашения на прием заявителя.

2. Работа с электронными очередями по услугам на стороне РСИР.

Специалисты DIRECTUM разработали службу запросов, которая обрабатывает все обращения, поступающие от Единого портала, и покрывает временные характеристики – очередь входящих запросов обновляется не реже 1 раза в 3 секунды, а ответ от информационной системы региона поступает в течение 30 секунд. При получении сообщения от СМЭВ 3 запускается процесс обработки сообщения.

Задачи службы разделены на несколько агентов, работающих в отдельных потоках:

  • Агент опроса очередей СМЭВ 3 – отправляет запрос на сервис СМЭВ 3, анализирует ответ, если в нем содержится сообщение СМЭВ 3 – передает его в обработку агенту обработки;
  • Агент обработки сообщений накапливает очередь сообщений, требующих обработки и инициализирует обработку сообщений на службе обработки событий Республиканской системы;
  • Агент сбора XML-файлов из папок службы – инициализирует обработку запросов, переданных вручную, а также восстанавливает очередь обработки после перезапуска службы;
  • Агент очистки – удаляет старые уже обработанные XML.

Также для работы с электронными очередями разработаны справочники и сценарии. Специалисты ведомства заполняют режимы приема граждан по услугам. На основании этих данных в автоматическом режиме заполняются графики приема.

В справочнике для работы с заявлениями по услугам появились новые возможности:

  • Возможность приглашения и отмены приглашения на прием заявителя;
  • Просмотр информации о записи на прием гражданина;
  • Обновление статуса брони;
  • Работа с платными услугами: отправка начисления в личный кабинет заявителя (ЛК ЕПГУ) и подтверждение оплаты.


 

3. Интеграция Республикансокй системы со следующими видами сведений СМЭВ 3:

  • Универсальный вид сведений для обработки событий электронной очереди на портале государственных услуг (функций).
  • Электронная запись на приём для интерактивных форм заявлений на ЕПГУ.
  • Универсальный вид сведений для обработки событий электронной очереди на портале государственных услуг (функций).

Единые интерактивные формы заявлений ЕПГУ

Задача подключения регионов к услугам форм-концентраторов Единого портала по единым функциональным техническим требованиям (ЕФТТ) пересекается с мультирегиональностью, поэтому в основе решения лежит уже разработанная архитектура (Региональная система исполнения регламентов + служба запросов).

Форма-концентратор – это маршрутизатор заявлений между Единым порталом (ЕПГУ) и региональной информационной системы. Концентраторы призваны снизить нагрузку на региональную систему, организовать доступ к услуге вне зависимости от местоположения гражданина и обеспечить единую форму оказания услуги.

Все доработки, выполненные для мультирегиоснальности, были использованы для текущей задачи, но адаптированы под требования и новые виды сведений СМЭВ 3:

  1. Реализовано предварительное бронирование времени в графиках приема граждан до момента подачи заявления – такова особенность работы форм-концентраторов. В момент подачи заявления осуществляется окончательное бронирование.

  2. Доработан универсальный типовой маршрут для работы с услугами РСИР. Добавлены блоки для работы с записью на прием. Данный типовой маршрут используется как для мультирегиональности, так и для услуг форм-концентраторов.


     

  3. Разработаны обработчики для услуг, которые осуществляют разбор запросов и ответов по услугам форм-концентраторов.

  4. Реализовано предоставление возможности пользователю отменить заявление из личного кабинета Единого портала.

Как и в проекте с мультрирегиональностью, были учтены требования ко временным характеристикам: обновление очереди входящих запросов СМЭВ 3 не реже 1 раза в 3 секунды, промежуточные запросы (получение списков, бронирование времени и его отмена) с формы обрабатываются в течение 30 секунд, а остальные запросы не более 15 минут. Ответ на подачу заявления предоставляется по результатам обработки заявления.

Работа в СМЭВ через системы-агрегаторы

В ряде случаев информационные системы участников взаимодействия могут обмениваться сообщениями через информационные системы-агрегаторы, которые интегрируются с системами, фактически участвующими во взаимодействии (системы – участники) тем или иным образом.

Для реализации подобных решений могут быть использованы три основные схемы:

  • Работа через систему-агрегатор;
  • Маскирование системы-агрегатора;
  • «Клонирование» системы-агрегатора.

Так как работа с системами-агрегаторами не подразумевает только один вариант сценария, а возможно их сочетание, в том числе и у одного заказчика, поэтому реализовали универсальный механизм, который включаем в себя все три сценария работы.

Из основных изменений - разработан новый справочник Информационные системы. В нем будут храниться данные по информационной системе, которая зарегистрирована в СМЭВ 3. Реализованы доработки, позволяющие при отправке запроса выбирать ведомство, от которого будет сформирован и подписан запрос.

Результаты проекта

Работа с услугами ЕПГУ

Подача заявления осуществляется на Едином портале (ЕПГУ). После отправки заявления в личном кабинете заявителя отображается статус отправки, а специалист ведомства получает задание с заявкой и всеми документами по услуге:


 

В случае, если по услуге предусмотрена запись на прием в рамках подачи заявления, то заявление на предоставление услуги и бронирование поступает в РСИР одновременно. В личном кабинете ЕПГУ гражданин осуществляет запись на прием:


 

В графике приема в Региональной системе исполнения регламентов отображается информация о приеме гражданина:

 

Результаты оказания услуги передается в личный кабинет Единого портала:


 

В рамках проекта была значительно доработана архитектурная часть работы со СМЭВ 3. Все решения запущены в работу в продуктивную среду ЕПГУ и уже поступают заявки.

В дальнейшем вывод новых услуг на ЕПГУ будет осуществляться просто, так как для этого не потребуются доработки системы, а достаточно будет только выполнить настройку заявлений по новым услугам.

Сроки проекта: 04.06.2018 – 15.12.2018.

Социальная значимость проекта

В Рязанской области проживает свыше 1,1 млн человек, и свыше 50% граждан пользуются государственными услугами в электронном виде.

Получение госуслуг в электронном виде снимает множество проблем: обратиться можно в любое удобное время, без очередей и дополнительных бюрократических проволочек. Граждане могут отправить электронное заявление и необходимый перечень документов через портал государственных услуг, а дальше нужно просто наблюдать за ходом исполнения заявления.

Возможностями портала могут воспользоваться физические и юридические лица, предприниматели и иностранные граждане. Среди наиболее популярных услуг в Рязанской области можно выделить:

  • подача заявки на получение или обмен гражданского и заграничного паспортов,
  • регистрация автомобиля,
  • информирование о задолженности перед налоговой службой,
  • проверка наличия неоплаченных штрафов ГИБДД,
  • поставка в очередь в детский сад.

Перечень государственных услуг, доступных гражданам Рязанской области в электронном виде, постоянно расширяется. Проведенные работы и разработанные решения способствует реализации государственных программ «Информационное общество» и «Информационное государство» (подробнее на programs.gov.ru).

Номинация: Titan
Утверждено 24 5

У вас похожая задача?

Обсудите реализацию с экспертом Directum

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле

Благодарим за интерес! Мы свяжемся с вами.

Комментарии (5)

Артём Занин

Здравствуйте, правильно ли я понимаю, что "УИН" (кнопка "отправить УИН" в карточке справочника)  - это уникальный номер начисления в ГИС ГМП? Каким образом происходит его формирование и отправка на портал ЕПГУ?

Александр Панькин

Да, все верно - это уникальный номер начисления ГИС ГМП. В рамках данного проекта был реализован механизм его отправки на портал в ЛК ЕПГУ. Формирование же его происходит в ведомственной системе для работы с ГИС ГМП. Но потенциально в данный механизм можно встроить и работу с ГИС ГМП через DIRECTUM. Отправка происходит следующим образом:

Екатерина Борисова

Добрый день! Очень интересный и технический проект.

Меня заинтересовал следующий момент: по какому параметру СЭД и ЕПГУ соотносит вид услуги, нужно ли выводить каждую услугу на ЕПГУ или это можно сделать массово?

Заранее благодарю за ответ!

Александр Панькин

Екатерина, вывод услуг осуществляется согласно частному техническому заданию, которое оформляется на каждую услугу. Пример ЧТЗ можно посмотреть на технологическом портале СМЭВ3.

В нашем случае связь услуги ЕПГУ происходит с помощью кода ФРГУ услуги и цели ФРГУ услуги. У каждой подобной услуги они имеются и подставляются автоматически порталом при формировании запроса (обязательный блок в XML-запроса). Более подробно можно ознакомиться в в типовых требованиях по разработке услуг ЕПГУ.

Артём Занин

Спасибо за ответ, но можно ещё уточниться, а что происходит на ЕПГУ после получения УИН заявителем? Просто отображается УИН в личном кабинете или можно совершить оплату на портале.

 

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий

Directum Awards 2024
Какой проект лучше?
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Directum Awards 2024
Спасибо за активность!
Ваш голос принят