Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Омской области. Новые задачи и их реализация

> 2000
обращений и заявок через РПГУ
> 490 000
запросов через СМЭВ
54,7%
граждан используют е-услуги
Заказчик: Главное управление информационных технологий и связи Омской области
Исполнитель: DIRECTUM

Характеристика проекта

Главное управление информационных технологий и связи Омской области ведет непрерывный глобальный проект по информатизации региона. Важнейшим направлением является развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Расширяется перечень документов, которыми обмениваются государственные органы власти в системе межведомственного электронного взаимодействия. Обновляется платформа системы исполнения регламентов.

В заявке DIRECTUM Awards 2015 года среди планов на будущее были обозначены несколько направлений – перевод всей системы обеспечения межведомственного взаимодействия на работу по формату СМЭВ 3.х и развитие регионального портала госуслуг Омской области, в т.ч. размещение новых услуг.

Задачи проекта

На 2016-2017 гг: перед Главным управлением информационных технологий и связи Омской области были поставлены задачи:

  • Развитие регионального портала государственных услуг Омской области:
    • Обеспечить комфортную работу с документами большого объема (от 100 до 2 000 Мб). Реализовать возможность подписания заявителем документов при подаче заявки на оказание услуг, в том числе объемом свыше 20 Мб.
    • Разместить на РПГУ Омской области виджеты асинхронных федеральных государственных услуг (в результате которых формируются заявки на услуги и далее обрабатываются согласно регламенту).
    • Обеспечить интеграцию  региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) Омской области с личным кабинетом Единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
    • Реализовать возможность записи гражданина на прием в ведомство для получения консультации по конкретной услуге.
  • Развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечение наиболее эффективного обмена широким перечнем сведений и информации. 
  • Развитие системы исполнения регламентов Омской области, обеспечение удобного входа в систему Директум для пользователей веб-клиента с использованием учетных данных ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации). 

Решения

Поэтапное развитие РПГУ

Региональный портал государственных и муниципальных услуг Омской области (далее – РПГУ), обеспечивает гражданам доступ к региональным и муниципальным услугам Омской области в электронном виде. В настоящее время на портале размещено:

  • 148 государственных услуг Омской области,
  • 50 муниципальных услуг Администрации города Омска,
  • 3 муниципальных услуги Муромцевского муниципального района Омской области,
  • 6 муниципальных услуг Омского муниципального района Омской области,
  • 9 типовых муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления 30-ти муниципальных районов Омской области, по которым возможна подача заявления в электронном виде.

С каждым годом число обращений через РПГУ растет, увеличивается число прикладываемых электронных документов. В этом году был реализован функционал, позволяющий гражданам использовать квалицированную ЭП, в том числе для подписания прикладываемых документов объемом свыше 20 Мб.

В некоторых случаях объем прикладываемых документов достаточно большой (до 2 000 Мб), например, при подаче заявки на оказание услуги по проведению экспертизы проектной документации. Их загрузка, обработка вызывает определенные сложности, которые команда проекта успешно преодолела.

Второй шаг.  На РПГУ были выведены виджеты наиболее востребованных федеральных сервисов: узнать свой ИНН, проверить налоговую задолженность, обращение за государственной поддержкой для многодетных семей.

 

 

 

 

Третьим шагом развития РПГУ в плане 2016-2017гг. стала интеграция государственной информационной системы РПГУ Омской области с сервисами федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг(функций)».

В ходе проекта были разработаны адаптеры РСМЭВ к электронным сервисам Единого личного кабинета (ЕЛК) и реализованы механизмы взаимодействия для получения\отправки сведений:

  • Реализована передача данных из РСМЭВ в ЕЛК, обеспечивающие сбор данных для отправки электронным сервисам (отправка заявлений, передаче статусов и файлов по заявлению, данных об удалении заявлений в ЕЛК).
  • Реализовано получение данных из ЕЛК в РСМЭВ.
  • Реализованы прикладные функции, обеспечивающие взаимодействие с электронными сервисами ЕЛК.

РПГУ передает в ЕЛК историю заявлений физических лиц, а также историю статусов по ним (включая файлы).

 

Рисунок 1. Диаграмма передачи заявления и его статусов в ЕЛК

Процесс получения данных из ЕЛК состоит из нескольких шагов:

  1. Пользователь входит в ЛК РПГУ, выполняя авторизацию с использованием ЕСИА;
  2. Пользователь разрешает РСМЭВ получать заявления из ЕЛК;
  3. РСМЭВ обращается к ЕСИА за получением маркера доступа к данным ЕЛК;
  4. Пользователь на странице ЕСИА разрешает доступ РСМЭВ к данным ЕЛК;
  5. РСМЭВ вызывает метод подписки пользователя, передавая полученный маркер доступа;
  6. ЕПГУ проверяет маркер доступа и включает пользователя в список подписки.

Рисунок 2. Диаграмма получения данных из ЕЛК

Четвертым этапом стали работы по обеспечению записи на прием в ведомство с помощью интерфейсов регионального портала госуслуг.

В рамках этапа реализован вызов мастера действий для РПГУ, позволяющий пользователю выбирать удобные параметры для записи на прием. 

Интерфейс вызова реализован в едином стиле с остальной функциональностью РПГУ.

 

Чтобы специалистам ведомства было удобно работать, разработана единая обложка.  

 

Потребовалась доработка справочник «Ведомства» в части графика приема. График приема теперь учитывает такие параметры, как рабочие даты, время работы (с указанием доступно ли время), обеденное время, дата и время приема.

Расчет графика приема происходит автоматически и учитывает сведения из календарей рабочего времени РСМЭВ. При расчете графика приема запрашиваются сведения: часы приема, заполнять/не заполнять время работы в выходные дни, периодичность приема в минутах (например, период приема через каждые 15 минут), обеденное время и т.д. Предусмотрена возможность формировать график на день/неделю/месяц/год.

При корректировке графика приема система определяет, была ли запись в данном периоде, и если таковая была, то корректирует записи только со следующего дня последней записи на прием. Система информирует ответственного специалиста, который корректирует записи, что она меняет не указанный им период, а возможный период.

 

Доработана функциональность типового маршрута «Предоставление государственных и муниципальных услуг» РСМЭВ:

  • Задание для специалиста ведомства, осуществляющего прием, формируется с неутвержденной карточкой «Заявление на предоставление государственных и муниципальных услуг» с заполненной информацией с РПГУ.
  • Реализована возможность дозаполнения карточки сведениями, полученными во время приема. Если прием не состоялся, специалист может выполнить задание с соответствующим вариантом, при этом информация о том, что прием не состоялся попадает в график приема.
  • Реализован агент, обеспечивающий мониторинг заявок и удаление тех, по которым прием не состоялся.

Использование решений компании DIRECTUM в информационном развитии региона дает ряд преимуществ: первое – меньшая стоимость в сравнении с аналогами, второе – более гибкий подход к процессу автоматизации, нежели тот, что описывается в предложенном Минкомсвязи варианте. Специалисты Главного управления информационных технологий и связи Омской области проходят обучение и принимают активное участие в проектах, некоторые работы, например, вывод типовых услуг на РПГУ, специалисты ведомства выполняют самостоятельно.

СМЭВ 3.0

С 2015 года, с появлением архитектуры СМЭВ 3.0, взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями при предоставлении госуслуг осуществляется преимущественно с третьей версии системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

СМЭВ 3.0 обеспечивает единый формат обмена информацией, гарантированную доставку сообщений, благодаря механизму очередей электронных сообщений. Это позволило решить проблему перегруженности сервисов и увеличить размер передаваемого сообщения с 5 МБ до 2 ГБ.

На 2016-2017гг. была поставлена цель расширить перечень сведений, передаваемых через РСМЭВ. Были разработаны адаптеры к новым редакциям электронных сервисов (42 сервиса) по формату СМЭВ 3.х. Они включают в себя:

  • Формы ввода запросов к единому электронному сервису для получения ответов от поставщиков Видов сведений, обеспечивающие сбор данных для формирования запросов пользователем.
  • Формы просмотра ответов на запросы к единому электронному сервису для получения ответов от поставщиков Видов сведений, обеспечивающие просмотр ответов пользователем.
  • Набор справочников, позволяющих учитывать и хранить сформированные запросы к единому электронному сервису и ответы на запросы к единому электронному сервису.
  • Механизмы маршрутизации запросов к единому электронному сервису и ответов на запросы к единому электронному сервису.
  • Механизм формирования отчета по запросу СМЭВ.
  • Механизм использования ЭП.

Примеры сведений

Поставщик сведений

Наименование сервиса (Виды сведений)

Минобороны России

Сведения о периодах прохождения военной службы

Минюст России

Прием заявлений о выдаче выписки из реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой

МВД России

Сведения об общей продолжительности службы в ОВД

ФСКН России

Сведения о размере выплат пенсионерам, состоящим на учёте в отделе пенсионного обслуживания ФСКН

ПФР

Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования

Роспотребнадзор

Приём заявлений с ЕПГУ на выдачу на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений

ФСС РФ

Сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ФТС России

Сервис получения сведений о размере пенсии застрахованного лица

Росводресурсы

Предоставление сведений о водных объектах из Государственного водного реестра

Рособрнадзор

Предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений в РЛОД

ФСИН России

Сведения о нахождении гражданина в местах лишения свободы и об отсутствии у него заработка

ФНС России

Сведения об учете организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения

ФМБА России

Выписка о результатах установления инвалидности

ФССП России

Документы по реализации арестованного имущества

 

Развитие системы исполнения регламентов

Система исполнения регламентов (СИР) обеспечивает и контролирует движение сведений, документов и информации по жестко утвержденному регламенту. СИР Омской области была реализована на базе платформы DIRECTUM 4.9. В 2017 году СИР была переведена на версию DIRECTUM 5.4. Обработка событий в новой версии системы идет в разы быстрее, и это позволило обеспечить работу с документами большого объема. Также версия 5.4 позволила реализовать функционал по подписанию документов на РПГУ.

Изменения произошли и в работе через веб-доступ. Теперь аутентификация пользователей происходит по учетным данным Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

О системе ЕСИА

ЕСИА – это самостоятельная информационная система, единое «окно» доступа граждан, бизнеса и представителей исполнительной власти в инфраструктуру электронного правительства, а также в другие информационные системы, подключенные к Системе межведомственного электронного взаимодействия.

ЕСИА избавляет граждан от необходимости хранить множество логинов/паролей для получения государственных услуг в электронном виде. Единожды зарегистрировавшись в какой-либо государственной информационной системе, гражданин сможет использовать полученные логин и пароль на других ведомственных ресурсах.

Этапы процесса аутентификации:

  1. Формирование запроса на получение авторизационного кода для пользователя. Редирект на страницу с вводом логина/пароля ЕСИА.
  2. Получение токена доступа пользователя от ЕСИА.
  3. Формирование запроса на получение авторизационного кода для системы.
  4. Получение доступа до API системы.
  5. Формирование запроса на получение авторизационного кода для доступа к информации о пользователе.
  6. Получение информации о пользователе.

Данные получаемые от ЕСИА (для Омской области) после аутентификации пользователя:

Результаты работ

Проекты автоматизации в госорганах затрагивают не только госучреждения, они всегда имеют социальный аспект. Чем больше возможностей заложено в ИТ-решения, тем проще взаимодействие граждан и бизнеса с государством.

Согласно данным Росстата за 2016 год Омская область вошла в число субъектов, в которых доля граждан, использующих государственные и муниципальные услуги превысила плановое значение показателя (50%) и составляет – 54,7%. В среднем по России этот показатель составляет 51,3%.

За 2017 год (с 01.01 по 31.12):

  • Граждане 253 828 раз обращались к страницам сайта РПГУ.
  • Зарегистрировано 2 819 обращений и заявок, отправленных в электронном виде через РПГУ.
  • Отправлено 498 370 запросов через систему межведомственного электронного взаимодействия.

DIRECTUM является ключевым звеном в единой региональной системе межведомственного электронного документооборота. Решения на базе DIRECTUM не уступают типовым предлагаемым решениям, однако их обслуживание и развитие требует значительно меньших затрат.

Номинация: Успешный проект
Утверждено 28 0
Пока комментариев нет.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий