Коннектор к системе межведомственного электронного документооборота Республики Беларусь

более чем в 20 раз

сокращение времени на передачу документов между организациями

более чем с 14 000

организаций доступен обмен электронными документами

Следующий проект

Предпосылки проекта

В целях обеспечения устойчивого развития информационного общества и выполнения Государственной программы информатизации, с 2013 года в Республике Беларусь функционирует Система межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь (далее – СМДО). СМДО – это государственная межведомственная информационная система, обеспечивающая взаимодействие государственных органов и иных организаций посредством обмена электронными документами, подлинность и целостность которых подтверждаются с использованием сертифицированных средств выработки и проверки ЭЦП. Помимо государственных органов и организаций к системе по своему усмотрению также могут подключаться любые негосударственные организации.

Цели функционирования СМДО включают:

  • переход от бумажного документооборота к электронному;
  • обеспечение организации информационного взаимодействия органов государственного управления и иных организаций;
  • повышение оперативности принятия управленческих решений;
  • дебюрократизация государственного аппарата.

Взаимодействие в СМДО происходит в единой технологической среде обмена информацией в виде электронных сообщений и электронных документов c применением унифицированных информационных технологий, форматов и протоколов обмена данных.

Задача

В целях интеграции системы электронного документооборота DirectumRX Bel (далее – АСЭД) с СМДО специалистами ООО «Новаком Системс» было разработано соответствующее техническое решение «Коннектор к СМДО».

Описание решения

Коннектор обеспечивает обмен документами в автоматическом режиме с ядром СМДО – программно-техническим комплексом, обеспечивающим прием, маршрутизацию и отправку электронных документов (в виде XML-пакетов).

Рисунок 1. Общая схема взаимодействия АСЭД и СМДО.

Данное решение позволит обеспечить бесшовный электронный документооборот для заказчиков, использующих АСЭД, с иными контрагентами, подключенными к СМДО. В настоящее время абонентами СМДО являются как различные государственные органы и организации, так и ряд негосударственных коммерческих предприятий.

При разработке решения «Коннектор к СМДО» был выбран ориентир на использование технологий, обеспечивающих импортозамещение, а также реализующих принцип кроссплатформенности для такого решения. В частности, коннектор может функционировать как в среде Windows, так и в среде Linux, а также помимо работы с СУБД Microsoft SQL Server коннектор поддерживает работу со свободно распространяемой СУБД PostgreSQL.

Коннектор позволяет осуществлять обмен официальными юридически значимыми документам в соответствии с действующим порядком функционирования СМДО, включая формат обмена документами посредством СМДО и регламент функционирования СМДО.

Рисунок 2. Обложка технического решения "Коннектор к СМДО".

Входящие документы

Разработанное решение позволяет автоматизировать прием и регистрацию входящих документов, полученных от других абонентов СМДО, в том числе в автоматическом режиме.

Рисунок 3. Список автоматически сформированных задач на регистрацию входящих документов, полученных посредством СМДО.

Решение реализует требуемые, а также устоявшиеся в практике работы организаций варианты обработки входящих документов (регистрация, прием без регистрации, отказ в регистрации и др.).

Рисунок 4. Карточка задания на регистрацию входящих документов с приложениями, полученных посредством СМДО.

Исходящие документы

Коннектор обеспечивает удобную отправку исходящих документов (в том числе дополнительных материалов к исходящим документам) в адрес абонентов СМДО. Для пользователя (делопроизводителя) вся процедура отправки занимает несколько дополнительных кликов.

Рисунок 5. Список исходящих писем с отображением статусов отправленных в СМДО документов.

Стоит отметить наличие возможности по повторной отправке в СМДО исходящих документов, а также по проверке состояния ранее отправленных документов. Для удобства работы была доработана карточка исходящего письма, в которую добавлена информация о виде документа СМДО и статусе отправки документа в СМДО.

Рисунок 6. Карточка исходящего письма, отправленного по СМДО.

 

Результаты

Таким образом в системе DirectumRX Bel удобно и эффективно организован процесс обмена электронными документами с контрагентами посредством СМДО, включая отслеживание статуса документа на каждом этапе его пересылки.

Благодаря реализации данного решения удалось интегрировать систему DirectumRX Bel в единую общереспубликанскую сеть электронного взаимодействия государственных органов и иных организаций, позволив пользователям системы осуществлять оперативный электронный документооборот с более чем 14 000 абонентов СМДО.

Команда проекта

Сайнук Станислав, начальник отдела разработки информационных систем;

Дорох Иван, инженер-программист.

У вас похожая задача?

Обсудите реализацию с экспертом Directum

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле

Благодарим за интерес! Мы свяжемся с вами.

Комментарии (4)

Александр Панькин

Интересное решение, это как раз аналог МЭДО в России.

Появился ряд вопрос по данному решению:

1. Что входит в состав xml-пакета?

2. Кто является оператором СМДО в Беларуси?

3. Какие виды квитанций ещё существуют?

4. Как осуществляется подключение к СМДО новых абонентов? Кто может подключиться к нему?

5. Формат обмена подразумевает обязательность отправки подписанных документов с ЭП или же можно сканы с собственноручной подписью как основной документ отправлять?

 

Филипп Черновол

Александр, на мой взгляд СМДО в РБ не является прямым аналогом МЭДО в РФ. СМДО скорее гибрид МЭДО и коммерческих сервисов обмена документами, таких как Synerdocs, Диадокс и т.д. СМДО позволяет осуществлять не только взаимодействие между гос. органами и гос. организациями, но и взаимодействие гос. органов с коммерческими организациями, а также взаимодействие коммерческих организаций между собой.

Для удобства, отвечу на вопросы по очередности, в которой они были заданы:

1. В состав xml-пакета входит довольно большой объем данных о документе. Ключевыми являются: реквизиты отправителя, реквизиты получателя, реквизиты документа, файлы, ЭЦП. Xml-пакет может содержать порядка 40 структурных единиц, включая информацию о выданных заданиях по документу (резолюции, поручения и т.д.), и информацию о дополнительных материалах к документу (доп.документы, письма, справки и т.д.). 

2. Оператором СМДО в Беларуси является республиканское унитарное предприятие "Национальный центр электронных услуг" (НЦЭУ).

3. Квитанции существуют только 2 видов: о доставке, о регистрации.

Квитанция о доставке, в случае некорректного xml-пакета либо некорректной ЭЦП, содержит указание причины ошибки. При получении квитанции о доставке с сообщением об ошибке, отправитель устраняет причину возникновения ошибки и выполняет отправку документа повторно.

Квитанция о регистрации содержит номер и дату регистрации документа в СЭД адресата. В случае отказа в регистрации документа, квитанция о регистрации содержит причину отказа в виде пояснительного текста.

4. Абонентами СМДО могут стать юридические лица (государственной и частной формы собственности), а также индивидуальные предприниматели.

Для подключения к СМДО необходимо: 

  • Использовать либо приобрести СЭД из списка систем, интегрированных с СМДО.
  • Организовать канал связи с НЦЭУ.
  • Приобрести средства электронной цифровой подписи.
  • Заключить договор с НЦЭУ.

5. Формат подразумевает обязательное подписание документов ЭЦП.

Буду рад, если мне удалось ответить на Ваши вопросы и немного прояснить специфику работы СМДО в Беларуси.

 

 

Филипп Черновол: обновлено 22.02.2021 в 17:57
Александр Панькин

Очень интересно!

1. Можно где то почитать про СМДО? Есть НПА для работы с ним? Особенно интересует формат обмена и описание юридической значимости таких документов.

2. Есть планы по развитию? Мне кажется здесь явно можно развивать в плане различных квитанций.

3. Существуют ли комиссии по развитию решения? Все таки здесь участвуют не только гос.органы и интересно как они принимают решения по развитию решения.

Заранее спасибо!

 

Филипп Черновол

Александр,  более подробно ознакомиться с системой межведомственного электронного документооборота можно на сайте НЦЭУ. https://nces.by/service/smdo/

Регламент работы СМДО на данный момент опирается на довольно внушительный список НПА. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №113- З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. №515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь», Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 27 мая 2013 г. № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ведомственных систем электронного документооборота с системой межведомственного электронного документооборота государственных органов», а также Инструкция о порядке работы с электронными документами в государственных органах, иных организациях, утверждённая постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.02.2019 №19.

Официальной информации о конкретных планах развития СМДО на данный момент нет. Но система не стоит на месте и постоянно развивается.

У НЦЭУ есть практика по созданию встреч и рабочих групп, в первую очередь с разработчиками ВСЭД. Возможно в будущем, в рамках развития СМДО, будет организована встреча и рабочая группа.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий