занимает проверка контрагента
риски заключения договоров с недобросовестными контрагентами
компаний интегрировано в единое цифровое пространство
подразделения используют Directum RX
сотрудников обучено
Группа компаний Петропавловск (Petropavlovsk PLC) – один из лидеров золотодобывающей отрасли России, по объему золотодобычи входит в топ-5 отечественных компаний. ГК Петропавловск имеет широкое географическое распределение с активами, добывающими и перерабатывающими золото в Благовещенске, и управляющей компанией в Москве. В компании трудятся более 9000 человек, из них около 1500 – офисные сотрудники.
Устойчивое развитие является ключевым направлением деятельности Группы с момента ее создания.
«Петропавловск» стремится действовать в интересах всех вовлеченных и заинтересованных сторон, включая акционеров, сотрудников, местных жителей, и достигает эту цель, ведя свою деятельность эффективно, ответственно, устойчиво и прозрачно. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить честный доход нашим акционерам. Мы стремимся обеспечить безопасную рабочую среду и справедливое вознаграждение нашим сотрудникам.
Задачами реализации централизованной процедуры проверки благонадежности контрагентов на платформе Directum являлись:
Снижение рисков заключения договоров с контрагентами, не соответствующими требованиями компании.
Своевременное и полное исполнение обязательств контрагентами по обеспечению предприятий ТМЦ и услугами.
Главная цель проекта – добиться состояния, когда договоры заключаются только с проверенными контрагентами, соответствующими внутренним требованиям экономической безопасности.
В рамках этого процесса была актуализированы данные и документы по контрагентам. Создана единая база, в которой хранится информация о контрагентах.
Досье состоит из нескольких элементов:
Реализовали процедуру создания заявки на проверку контрагента и срока действия этой проверки. По окончанию срока действия документ проверки аннулируется, и контрагент блокируется для заключения договоров до тех пор, пока проверка не будет актуализирована.
Процедура выглядит следующим образом. Пользователь создает в системе договорной документ, выбирает контрагента. Если у последнего отсутствует актуальный документ подтверждения благонадежности, Directum информирует пользователя о том, что контрагент не проверен и предлагает перейти по ссылке и сформировать заявку на проверку. Как только он будет проверен, система допустит его для добавления в карточку договорного документа.
Помимо собственной службы экономической безопасности в ГК Петропавловск используют внешние сервисы проверки состояния ключевых контрагентов. В случае существенных изменений по данным контрагентам (судебные дела, банкротства и т.д.) внешние системы формируют уведомления, которые автоматически поступают в Directum, распознаются службой ввода сообщений и формируют запись в досье контрагента. Автоматически создается задача на внеплановую ручную проверку контрагента службой экономической безопасности.
Проверка контрагентов позволила в целом сократить сроки согласования договоров. Раньше нужно было в обязательном порядке пройти этап согласования в службе экономической безопасности. Сейчас, если контрагент единожды проверен в системе и по нему есть действующий документ проверки, то для заключения договора с ним повторная проверка службой экономической безопасности не требуется.
Помимо стандартного модуля «Управление договорами» также используется «Служба ввода документов» для распознавания уведомлений от внешнего сервиса проверок. Сами процедуры проверок досье контрагента и автоматизация контроля наличия документов проверки по контрагенту – доработки, выполненные командой «Алиал Групп».
Реализация проекта заняла 4 месяца, с августа по ноябрь 2021 г. Изменения коснулись в первую очередь сотрудников, ответственных за закупку ТМЦ и услуг, это сотрудники централизованной службы ДМТС и МТО на рудниках.
Этап 1. Реализован контроль проверки экономической безопасности для договорных документов на сумму более 500 000 руб.:
Этап 2. Создана возможность внеплановых ручных проверок на основании сообщений внешнего сервиса проверок контрагентов. Дело в том, что внешние сервисы автоматической проверки контрагентов не могут заменить суждения эксперта по экономической безопасности и не могут быть сигналом к автоматической остановке операций с контрагентом. В случае появления важной информации о контрагенте требуется ее ручной анализ соответствующим экспертом.
Этап 3. Реализована автоматическая проверка контрагентов по спискам: черные списки, списки аффилированных компаний.
Ключевое изменение заключается в том, что при создании договорного документа в Directum RX документ не уйдет на согласование до тех пор, пока контрагент не пройдет соответствующую проверку благонадежности.
Так как это был первый опыт знакомства компании с ПО Directum RX, то сотрудникам пришлось не только менять подход к некоторым процедурам в рамках процесса обеспечения предприятий ТМЦ и услугами, но и изучать новый инструмент. За сентябрь-декабрь 2021 г. было проведено 34 учебных сессии для 219 пользователей.
Была достигнута главная цель – договоры заключаются только с проверенным контрагентами. Также были актуализированы досье по ключевым контрагентам. Налажена процедура актуализации и проверки документов.
Цифровизация помогла минимизировать финансовые риски, связанные с заключением договоров с контрагентами, не соответствующим требованиям экономической безопасности.
Проверка контрагентов занимает не более одного рабочего дня и не оказывает существенного влияния на скорость заключения договоров.
При заключении всех договоров осуществляется автоматический контроль и запрет на запуск согласования до завершения проверки контрагента на благонадежность.
Исключены лишние процедуры проверки контрагентов на этапах, связанных с согласованием договорных документов. Контрагент проверяется один раз в заданный период, и после этого может использоваться для заключения договоров всеми сотрудниками до окончания срока проверки.
Сейчас можно выделить 3 ключевые цели (OKR) в плане развития платформы:
1. Все договоры согласуются в электронной форме только в системе Directum.
2. Сокращение видов печатных документов в компании за счет внедрения согласования внутренних документов (например, результатов утверждения поставщика для обеспечения закупки), служебных записок, заявок на подбор персонала, командировок и авансовых отчетов.
3. Снижение трудозатрат на обработку документов за счет интеграции Directum, 1С и Контур.Диадок.
Видео-доклад о проекте в рамках вебинара (начало с 45:45) и презентация о проекте (pdf).
Внутренняя команда проекта:
Внешняя команда подрядчика «Алиал Групп»:
Опубликовано:
28 марта 2022 в 09:59
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Комментарии (2)
Внешние сервисы сами формируют уведомления? Можете сказать что за сервисы? Видел примеры обратной реализации - при инициации договора уходит запрос через web-api во внешний сервис, сразу приходит отчет с состоянием контрагента (условно - хорошо, средне, плохо). Если хорошо, то автоматически идет дальше, если средне - лайт-проверка ответственным сотрудником, который или дальше пропускает или отправляет на более тщательную проверку в СБ, а если плохо - идет сразу в СБ и пока они вердикт не вынесут - никто дальше этого контрагента не трогает. Так и ручная проверка в большинстве случаев исключается (хотя у ключевых согласовантов остается вариант "Отправить на проверку") и проверка проходит только в момент начала работы с контрагентом.
Антон, Да внешний сервис (СПАРК) присылает уведомления по набору существенных событий. Анализировали различные сервисы, которые могут готовить заключение о контрагенте по запросу. К сожалению, ни один сервис не смог обеспечить достаточного качества проверки.