пользователей охвачены автоматизацией по проекту
автоматизированных топ-менеджеров, работающих в системе
(с 14 дней до 4) ускорилось подписание договоров ГПХ
В 2023 году ужесточились требования со стороны государства к оформлению договоров гражданско-правового характера (ГПХ). Организации, заключающие договоры ГПХ с физическими лицами и самозанятыми должны в течение 1 рабочих дней с момента подписания или прекращения договора передавать информацию в СФР. За опоздание с отчетом и допущенные ошибки предусмотрен штраф.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» (далее Сколтех, Институт) был основан в 2011 году в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом как один из ведущих международных научно-технологических институтов.
Сколтех является частью сообщества Сколково, где формируется новая, самодостаточная инновационная экосистема, обеспечивающая основу для развития российской высокотехнологичной промышленности и привлечения иностранных инвестиций.
Основные виды заключаемых Институтом договоров ГПХ с физическими лицами–договоры возмездного оказания услуг (в том числе, образовательных) и договоры выполнения работ (подряд или научно-исследовательские работы, НИР). Договоры обычно заключаются на срок не более 6 месяцев и носят сезонный характер – одному ответственному необходимо массово за короткий промежуток времени согласовывать и подписывать более 100 договоров ГПХ. Физические лица, работающие по договорам ГПХ, могут при этом находиться в другом городе и даже стране и обеспечение юридически значимого документооборота в электронном виде очень важно.
Бизнес-заказчиком решения по цифровизации договоров ГПХ выступил Правовой департамент.
Поскольку согласование всех договорных документов уже было реализовано в Directum RX, вопрос выбора платформы перед Институтом не стоял. Главной проблемой было обеспечение максимально простого и легкого механизма подписания документов со стороны контрагентов в электронном виде. В идеале хотелось обеспечить все взаимодействие с исполнителями в дистанционном формате - без необходимости личного визита в Институт для подписания бумажных документов. При таком взаимодействии очень важно обеспечить достоверность идентификации пользователя при удалённом электронном взаимодействии. Схема идентификации должна была быть удобной для применения пользователями и простой для организации.
При выборе архитектуры решения рассматривались несколько вариантов:
В результате остановились на варианте интеграции с Контур.Сайн, так как данный вариант показался оптимальным по результатам проработки плюсов/минусов. Решение разрабатывалось в течение 3 месяцев – с февраля по апрель 2023 года. После этого совместно с Правовым департаментом был проведен реинжиниринг текущего бизнес-процесса согласования договоров ГПХ, оптимизированы возможные потери времени на этапах согласования документов. Было принято несколько решений по оптимизации бизнес-процесса:
Архитектура взаимодействия и схема потоков данных изображена ниже. Directum RX использует вызовы методов API Контур.Сайн для:
Предварительно до заключения договора в ERP-системе проходит согласование бюджета, после этого через механизмы интеграции с ERP ответственному сотруднику приходит задача на создание и отправку на согласование договора с приложенной предзаполненной карточкой документа.
Сотрудник Сколтех (Инициатор) дозаполняет карточку договора и формирует текст договора по выбранному шаблону
Если контрагент проходил ранее идентификацию через Контур.Сайн, то договор запускается со способом отправки через Контур.Сайн
В противном случае инициатор запускает договор с возможностью бумажного подписания либо предварительно просит контрагента пройти идентификацию в Контур.Сайн и сообщает его адрес электронной почты в службу поддержки для заполнения идентификационных данных. В системе реализована возможность изменения способа подписания договора с бумажного на электронный без необходимости прекращения или отправки на доработку.
При электронном подписании перед этапом подписания электронной подписью договор направляется на предварительную регистрацию. Для удобства пользователей реализована кнопка обновления текста документа по реквизитам карточки.
После электронного подписания документ с электронной подписью со стороны Сколтех направляется при помощи интеграционного решения в Контур.Сайн. При этом контрагент получает уведомление на адрес электронной почты, указанный при регистрации, о необходимости подписания документа, заходит в личный кабинет Контур.Сайн и подписывает данный документ. В личном кабинете организации данный документ меняет статус и формируется печатная копия документа со штампом и протокол.
Фоновый процесс с определенной периодичностью проверяет наличие подписанных документов в Контур.Сайн, забирает сформированные печатные формы и направляет уведомление сотруднику службы поддержки о том, что документ подписан.
Документ перерегистрируется датой подписания со стороны контрагента, направляется уведомление ответственному сотруднику Правового департамента, инициатору и наблюдателям о подписании договора. Затем через интеграцию в ERP передается информация о том, что договор стал действующим для проведения оплат по договору.
В Институте используется один общий регламент согласования договорных документов, для данного решения были разработаны дополнительные параметры в категориях и этапах согласования.
Прикреплен файл: Правило согласования Contracts preparation and coordination _ Подготовка и согласование договоров.png
Решение понравилось конечным пользователям – сотрудникам Сколтех и контрагентам. Сотрудниками Правового департамента и технической поддержки была получена обратная связь о том, что новый бизнес-процесс стал гораздо удобнее и занимает меньше времени и требует меньших усилий от сотрудников Сколтех, чтобы получить подписанные с двух сторон договоры и документы по исполнению.
Данное решение может применяться в организациях, которые заключают большое количество договоров ГПХ с физическими лицами, работающими удаленно в других городах. Решение может быть также применено для подписания закрывающих документов – актов выполненных работ и других документов, предусмотренных договором.
Со стороны Заказчика
Со стороны Исполнителя
Я была руководителем проекта внедрения. Задача стояла довольно интересная, хотелось реализовать потребность заказчика и сделать удобный функционал. Довольно много оказалось юридических аспектов, которые необходимо было учесть в организационном плане. Сотрудники Правового департамента очень помогали советами и активным участием в процессе проектирования и оптимизации процессов согласования. Также хотелось бы поблагодарить руководителя проекта внедрения – Парсаданова Константина за хорошую организацию коммуникаций и помощь в организации обучения пользователей.
Понравилось, что владельцы процесса придумали, как мотивировать инициаторов (пользователей - сотрудников организации) на перевод согласования документов полностью в электронном виде. Была проведена большая работа по анализу процесса согласования договоров и закрывающих документов по ГПХ.
Опубликовано:
31 марта в 15:36
Обсудите реализацию с экспертом Directum