«Коробочные» решения набирают все большую популярность среди малых и средних компаний. Такой вариант выгоден как клиенту, так и вендору: оба могут сократить свои расходы на поддержку за счет поставки типовой конфигурации. Однако даже в небольших компаниях, при всей их готовности менять процессы под систему, есть свои особенности. И тут уже возникает вопрос, как наиболее оптимально адаптировать систему под специфику организации? Рассмотрим на примере процесса согласования документов и его реализации в системе DirectumRX.
Вариантов адаптации немного: заказная разработка или использование возможностей механизма согласования. Их и разберем, но прежде углубимся в сам процесс согласования.
До 30% всех процессов в организации – это процедуры согласования тех или иных документов. В зависимости от вида документа меняются согласующие, сроки, порядок рассмотрения – все это зафиксировано, как правило, во внутренних регламентах.
Упростив и обобщив имеющийся опыт, получим примерные вариации процессов согласования:
Описание |
Примеры |
Обобщенный порядок согласования |
---|---|---|
Внутренние документы, требующие утверждения |
Приказы, распоряжения |
|
Внутренние документы, требующие рассмотрения адресатом |
Служебные записки |
|
Исходящая корреспонденция |
Официальные письма |
|
Договорные документы |
Договоры, дополнительные соглашения, спецификации |
|
Бухгалтерские документы |
Входящие счета на оплату |
|
Итого, на каждую компанию приходится как минимум 6 разных процессов. Попытаемся справиться с ними с помощью механизма настройки.
В контексте систем электронного документооборота настройка процесса сводится к заполнению правил согласования в специальном конструкторе в соответствии с внутренним регламентом. Процесс фиксируется в виде схемы. Схема состоит из этапов согласования, условий и переходов между ними.
Этапы сгруппированы:
Для каждого этапа настраиваются параметры:
Разберем настройку согласования договорного документа. Фактически, мы фиксируем в системе ключевые этапы обработки документа и условия их прохождения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сочетание наборов блоков и гибкости их параметров позволяет закрыть бизнес-процессы согласования настройкой. При этом в DirectumRX правило согласования настраивается интерактивно и удобно:
В некоторых ситуациях гибкости настройки может быть недостаточно. У крупных компаний или гос. органов встречаются специфичные только для них особенности согласования. Может потребоваться изменение карточек заданий, например, для добавления специфического функционала, такого как действия по интеграции с другими системами или формирования отчетных форм.
В таком случае можно разработать новый тип задачи или доработать существующий. Тип задачи – это представление бизнес-процесса на уровне разработки. Схема такого процесса состоит из атомарных частей – блоков, таких как задание и уведомление. Разработчик самостоятельно реализует и дополнительные действия для типа задачи:
Пример бизнес-процесса для разработки: нужно добавить для бухгалтера возможность принять к оплате входящий счет и сразу провести документ в 1С.
Для этого в системе потребуется добавить новый тип задания. Также нужно добавить возможность настраивать новый этап обработки счета бухгалтером. Чтобы система могла понять, кто такой «бухгалтер» нужно добавить вычисляемую роль. И еще нужно реализовать защиту от ошибочных ситуаций: чтобы нельзя было добавить этап принятия к оплате для приказов или служебных записок.
Все это требует знания системы и умения программировать. Также потребуется отдельный стенд для разработки и тестирования, что усложняет инфраструктуру. И, конечно, внесенные изменения нужно будет поддерживать дальше, в том числе и при обновлениях на новую версию системы.
Чтобы подвести некий итог, предлагаю взглянуть на сложившуюся картину и сравнить возможности обоих вариантов.
Критерий сравнения |
Настройка |
Разработка |
---|---|---|
Требования к квалификации |
Все настройки производит администратор или бизнес-пользователь, ответственный за процесс |
Требуется обученный разработчик или привлечение сторонних разработчиков (вендора или партнера) |
Трудоемкость реализации |
От 0,5 часа на процесс |
От 8 часов на процесс |
Простота внесения изменений |
Можно быстро добавлять новые бизнес-процессы, состоящие из типовых этапов. В том числе и после внедрения системы без привлечения вендора или разработчика |
Для добавления новых бизнес-процессов требуется разработчик |
Поддержка новых версий продукта |
Добавленные вендором возможности будут доступны автоматически |
Новый функционал типовой версии нужно адаптировать с привлечением разработчика |
Полнота покрытия |
Может не закрыть специфичные процессы |
Полная кастомизация, закрывает 100% кейсов |
Возможность заказной доработки системы для сложных бизнес-процессов всегда остается востребованной. Она актуальна для крупных компаний, готовых к масштабным внедрениям и зачастую предъявляющих специфические требования к системе.
Но важными факторами выбора системы для среднего бизнеса являются стоимость и простота внедрения и поддержки. Мы уверены, что такой простой и удобный инструмент, который предполагает использование готовых этапов без необходимости программирования будет широко востребован средними организациями.
Подробнее о том, как это реализовано в DirectumRX можно посмотреть в роликах:
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий