Автоматизация Архива клиентских досье в крупном банке

2 700
пользователей
7 000
документов на регистрацию в день
>90 000
скан-копий документов в месяц
Исполнитель: Akelon

Решение «Архив клиентских досье» позволяет организовать работу с большим массивом документов, которые образуют клиентские (в том числе кредитные) досье и прочие банковские документы (документы дня, ордера и др.)

Заказчиком решения выступил крупный банк с распределенной филиальной структурой.

В связи с расширением клиентской базы Банка и значительным увеличением количества обрабатываемых бумажных документов важной стратегической задачей стала организация работы с большим массивом данных, которые образуют клиентские досье.

С целью снижения операционных расходов банка в части содержания архивного фонда было принято решение о запуске проекта по централизации бумажного архива и внедрении единой системы учета документов.

В рамках проекта внедрения во всех филиалах Банка был выполнен переход с предыдущей системы учёта архивных документов на решение «Архив клиентских досье», разработанного на базе ECM-системы DIRECTUM.

Задачи проекта

Команде проекта предстояло:

  • организовать в единой системе учёт движения и хранения следующих документов банка:
  • досье физических лиц;
  • досье юридических лиц;
  • документы классического архива.
  • автоматизировать процесс по поиску и внесению изменений в юридические досье клиентов;
  • автоматизировать процесс ввода сканированных документов досье в систему;
  • организовать хранение и обеспечить быстрый поиск и доступ к сканированным документам, входящим в состав досье;
  • интегрировать архив с CRM-системами и модулями АБС;
  • организовать быструю идентификацию объектов архива с использованием штрихкодирования.

Требования к реализации

Проведя анализ и изучив потребности банка, проектной командой были сформулированы следующие ключевые требования к реализации:

  • хранение информации по трём типам документов: документы физических лиц, документы юридических лиц, документы классического архива;
  • создание досье физических лиц и досье юридических лиц на основе данных, полученных из фронтальных систем;
  • контроль полного цикла движения досье клиентов, прочих документов банка при передаче документов как внутри банка, так и на внешнее хранение;
  • топография местонахождения документов;
  • проверка комплектности кредитных досье физических лиц с отправкой уведомлений по обнаруженным ошибкам;
  • маркировка объектов хранения с помощью штрихкодирования;
  • ведение истории обработки документов;
  • обработка внешних и внутренних заказов досье;
  • массовое занесение скан-копий документов;
  • формирование отчётности;
  • ролевой доступ к данным, хранимым в системе;
  • миграция исторических данных из существующей системы учёта архивных документов.

Решение

В рамках Решения «Архив клиентских досье» было спроектировано и реализовано 4 модуля:

 

 

Процесс обработки клиентских досье представлен на следующей схеме:

Учет архивных документов

Роли архивных реестров документов в решении выполняют справочники:

  • Досье физических лиц;
  • Досье юридических лиц;
  • Документы классического архива.

Справочник Досье физических лиц используется для учета всех документов в разрезе заключенных договоров и выданных банковских продуктов. При внесении записей система предзаполняет поля карточки, руководствуясь данными из единого хранилища данных банка. Это позволяет значительно снизить вероятность пользовательских ошибок и сократить время на первичную обработку документов.

Также в данном реестре ведется учет досье клиентов АСВ и досье арендаторов сейфовых ячеек.

Справочник Досье юридических лиц. В отличии от досье физических лиц, досье по юридическому лицу собирается на протяжении всей работы с клиентом и не ведется в разрезе открытых счетов. При внесении записей система предзаполняет поля карточки, руководствуясь данными из внешних систем.

При закрытии счетов во внешних системах или их переключевании, информация по ним обновляется в ранее созданных карточках досье юр. лиц:

Справочник Документы классического архива используется для учёта документов, формируемых во фронт-офисах и подлежащих хранению в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. При внесении записей, заполнение карточек производится вручную.

Отчетность по работе с архивными документами реализована по следующим параметрам:

  • Количество дел на стеллажном хранении;
  • Количество коробов на внешнем хранении;
  • Контроль отправки досье из офисов;
  • Поиск досье по номерам договоров.

Формирование коробов документов

Ещё один объект учёта, задействованный в решении – это короб.  Документы могут помещаться в короб для пересылки документов между подразделениями банка или для отправки на внутреннее или внешнее хранение. Каждый короб может быть запломбирован.

В рамках формирования короба выполняется ряд проверок, определяющих возможность включения документа в короб. Все результаты обработки выводятся в протокол. Информация о коробах фиксируется в карточках добавленных документов.

Пользователь всегда может посмотреть текущий состав короба:

Маркировка объектов хранения

Все комплекты документов, хранящиеся в системе, маркируются с помощью штрихкодов, по которым в дальнейшем их легко идентифицировать. Штрихкоды могут быть сформированы внешними системами или в DIRECTUM.

Для формирования штрихкодов в модуле предусмотрен генератор, который позволяет распечатать массив объектов на обычной бумаге или на специальных самоклеящихся стикерах, подгоняя размер штрихкода под заданные размеры этикеток.

Все обработки документов в модуле происходят посредством множественного считывания штрихкодов документов: включение в акты, добавление в архивные короба, поиски и др.

Для организации поточного сканирования документов используются службы ввода и преобразования DIRECTUM с автоматической привязкой комплектов документов к карточкам реестров по штрихкодам.

Контроль движения документов

Для контроля движения оригиналов досье и банковских документов любое перемещение фиксируется в системе с помощью механизма создания актов приема-передачи.

Актами фиксируются следующие виды перемещений:

  • внутренняя передача досье физических лиц, досье юридических лиц и классический архив;
  • внутренний приём, в том числе на внутреннее хранение;
  • выдача документов сотрудникам банка;
  • передача досье физических лиц по цессии;
  • изъятие документов;
  • уничтожение документов;
  • передача коробов на внешнее хранение аутсорсинговым компаниям;
  • приём коробов из внешнего хранения от аутсорсинговых компаний.

При формировании акта пользователь посредством штрихкодов включает в него карточки обрабатываемых документов или коробов. На основании добавленных записей система формирует печатную форму с описью отправляемых объектов.

При приёме на внутреннее хранение или передаче на внешние хранение система позволяет указать топологию хранения: архив, местонахождение в архиве (№ стеллажа). Все реквизиты местонахождения документа транслируются в его карточку.

При составлении актов приема-передачи система производит комплекс проверок: определение возможности совершения действия, наличия прав на обработку, соответствие отправленных и принятых документов и др. В случае отклонения от стандартной схемы работы система выдаёт соответствующее предупреждение и формирует уведомления заинтересованным лицам.

Пользователь всегда может посмотреть полную историю движения документа и текущее местонахождение из его карточки.

Проверка кредитных досье

Финансовая эффективность банка во многом зависит от снижения операционных рисков, связанных с аудиторскими проверками (наложение штрафов в случае неполного комплекта документов) или невыплатами кредитов клиентами (оперативный сбор документов для передачи в суд).

Для решения данной задачи в модуле предусмотрена дополнительная проверка досье, выполняемая сотрудниками регионального центра. При поступлении пакета документов, они проверяют наличие и корректность оформления всех требуемых документов. Результаты проверки заносятся в систему и, в случае наличия критичных ошибок, досье ставится на контроль исправления.

На электронную почту заинтересованных лиц приходят уведомления:

 

Внутренние и внешние заказы

Для оперативного доступа к копиям и оригиналам документов используются реестры Заказы и Внешние заказы.

Сотрудники подразделений банка могут сформировать заказ на копию или оригинал документа и отправить в работу ответственному по архиву, в котором находится данный документ.

В рамках процесса обработки внутренних заказов осуществляется рассылка уведомлений заинтересованным лицам.

Сотрудники архива при необходимости могут заказать его доставку у оператора хранения. Внешние заказы формируются автоматически в разрезе оператора хранения.

При получении заказанных коробов от аутсорсера заказчику отправляется уведомление:

Рабочие места пользователей

С целью повышения удобства работы с решением, для модулей решения настроены отдельные обложки, на которые кроме основных действий размещены ссылки на пользовательские инструкции:

Информационная безопасность

Поскольку клиентские досье относятся к категории персональных данных, то их обработка должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ. Согласно закону (гл.4, ст. 19, п.2), информационная система должна:

  • иметь механизм восстановления данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним – достигается настройкой резервного копирования БД и/или зеркалированием;
  • устанавливать правила доступа к персональным данным – посредством групп пользователей в системе настроена ролевая модель, ограничивающая доступ пользователей к реестрам, их записям и выполнению действий по обработке;
  • обеспечивать регистрацию и учет всех действий, совершаемых с персональными данными – в систему добавлен механизм ведения расширенной истории, протоколирующий действия по обработке и изменению записей реестров.

Работа с большими объемами данных

Работа с архивом, как правило, подразумевает обработку больших массивов данных, поэтому остро стоит вопрос скорости обработки.

Разработанное решение построено с расчетом на обеспечение высокого быстродействия при массовой обработке документов в соответствии с их жизненным циклом (оптимизация запросов, дополнительные индексы на таблицах БД). Быстродействие решения успешно прошло проверку проверено на массиве данных в 7 000 000 записей.

Миграция исторических данных

Для корректного ведения архива информация по всем ранее полученным от клиентов документам должна быть загружена в систему. Поэтому первое с чего нужно было начать ‒ это конвертация и загрузка в систему DIRECTUM более 5 500 000 исторических записей досье и более 200 000 электронных документов, общим объемом в 5 Тб.

Процесс загрузки был осложнен тем, что учет досье юридических лиц ранее не производился. Поэтому для сбора данных сотрудниками Заказчика была организована ревизия и штрихкодирование документов. Собранные данные по более чем 120 000 досье были сведены в таблицу Excel, на основании которой была произведена загрузка записей в Систему.

По досье физических лиц и документам классического архива миграция данных производилась непосредственно из заменяемой архивной системы, при этом расчетное время переноса данных составило около 1 недели непрерывной многопоточной обработки.

Для полного переноса электронных документов потребовалось 2,5 недели.

Интеграция с IBM FileNet

В рамках проекта потребовалось произвести настройку использования IBM FileNet в качестве хранилища электронных документов для решения следующих задач:

  1. Использование платформы FileNet для хранения образов документов.
  2. Синхронизация метаданных документов и досье для обеспечения возможности параметрического поиска на стороне FileNet.
  3. Автоматическое размещение файлов в каталогах FileNet по предопределенным правилам классификации документов.

Результаты

В результате проекта внедрения решения:

  • все филиалы и офисы банка были переведены с существующей системы учёта документов на использование комплексного решения «Архив клиентских досье», что обеспечило централизованный учёт и хранение досье клиентов и банковских документов;
  • автоматизирован полный цикл движения документов, что повышает контроль перемещения документов между подразделениями банка и снижает риск потери клиентских документа;
  • автоматизирован процесс внесения и обогащения досье юридических клиентов, что сокращает время на обработку документов;
  • реализована интеграция с фронтальными системами, что обеспечивает создание карточек досье клиентов на основе полученных данных, в свою очередь это снижает вероятность пользовательских ошибок и сокращает время на первичную обработку документов;
  • автоматизирован процесс ввода сканированных документов досье в систему, что обеспечивает быстрый поиск и доступ к сканированным документам, входящим в состав досье;
  • реализована маркировка с использованием штрихкодирования, что даёт возможность обрабатывать большой массив данных, за счёт быстрой идентификации объекта;
  • автоматизирован процесс предоставления досье по запросам, что увеличивает скорость исполнения заказов, в том числе по запросам регуляторов.

В среднем за месяц:

Проходят регистрацию 143 500 документов, в том числе:

  • досье физических лиц – 127 500
  • досье юридических лиц – 14 800;
  • документы классического архива – 1 100.

Вносится 92 840 скан-копий документов, в том числе:

  • досье физических лиц – 11 600
  • досье юридических лиц – 80 900;
  • документы классического архива – 260.

В архиве уже содержится:

  • 3 600 000 досье частных клиентов банка.
  • 270 000 досье юридических лиц

С учётом распределённой структуры Заказчика активная работа с архивом ведётся по 20 часов в сутки 7 дней в неделю.

Решением пользуются 2 700 пользователей в 400 отделениях банка.

 

2
26
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Утверждено 26 3

У вас похожая задача?

Обсудите реализацию с экспертом Directum

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле

Благодарим за интерес! Мы свяжемся с вами.

Комментарии (3)

Денис Архипов

конвертация и загрузка в систему DIRECTUM более 5 500 000 исторических записей досье и более 200 000 электронных документов, общим объемом в 5 Тб.

использования IBM FileNet в качестве хранилища электронных документов

Очень круто! В итоге где хранятся документы: в БД DIRECTUM, файловом хранилище DIRECTUM или в FileNet с которым интегрирован DIRECTUM?

 
Денис Архипов: обновлено 29.12.2017 в 10:31
Денис Архипов: обновлено 29.12.2017 в 10:31
Олег Пинашин

Денис,

на данный момент часть документов еще хранится в ФХ Директум, а часть уже перенесена в FileNet. В дальнейшем планируется перенести все документы и работать только с FileNet`ом.

Василий Ившин

Осталось не понятным как DIRECTUM связан с FileNet и какие действия выполняются в FileNet, в каких случаях, какими ролями

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий

Directum Awards 2024
Какой проект лучше?
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Directum Awards 2024
Спасибо за активность!
Ваш голос принят