Государственное производственное объединение «Белоруснефть» — одно из крупнейших предприятий нефтехимической отрасли в Республике Беларусь. Основные направления деятельности: геологоразведочные работы, добыча нефти и газа, газоперерабатывающее производство, нефтесервисные работы, научно-технические исследования, реализация продуктов переработки нефти и газа внутри страны и за ее пределами. Предприятие имеет вертикально-интегрированную и разветвленную структуру, включает 33 обособленных и дочерних подразделения в Беларуси, 4 организации в Западной Сибири. Общая численность сотрудников объединения более 25 000 человек.
Основными предпосылками к внедрению являлись:
Сложная структура предприятия предопределила необходимость внедрения специализированных продуктов для управления бизнес-процессами и электронным контентом. Важной особенностью проекта стала необходимость интеграции системы электронного документооборота с другими информационными системами, имеющимися в организации.
Основные бизнес-процессы, подлежащие автоматизации:
В качестве базового решения для организации системы электронного взаимодействия была выбрана ECM-система DIRECTUM версии 4.8.
Можно выделить основные этапы реализации проекта:
На предварительном этапе проекта была организована рабочая группа, в рамках которой происходило совместное изучение бизнес-процессов предприятия и разработка модулей.
Внедрение системы началось с автоматизации документооборота в Центральном аппарате и в двух обособленных подразделениях. После положительной оценки результатов осуществлялось масштабирование системы на все территориально-распределённые структуры. В мае 2014 г. к DIRECTUM были подключены все предприятия ПО «Белоруснефть».
В дальнейшем выполнялись работы по интеграции с системой SAP и СМДО, оказанию технической поддержки и развитию системы
В рамках решения были внедрены следующие модули: «Канцелярия», «Обращения граждан», «Управление договорами», «Совещания и заседания», «Управление техническими нормативными правовыми актами».
Стандартные модули «Канцелярия» и «Обращения граждан» реализованы в соответствии с пожеланиями делопроизводственных служб.
В рамках организационно-распорядительного документооборота следует отдельно отметить специфику работы с обращениями граждан, так как правила работы с этими обращениями, в частности форма и сроки ответа, зафиксированы законодательно. А также учесть, что ранее на предприятии использовался только бумажный документооборот: регистрация документов, ведение номенклатуры дел и журналов регистрации, все эти и другие функции выполнялись делопроизводителями вручную.
В результате внедрения в регистрационные формы модулей «Канцелярия» и «Обращения граждан» были внесены соответствующие изменения, разработаны специализированные отчеты, доработаны процессы исполнения, реализована удобная регистрация документов при обмене между территориально удаленными подразделениями.
Первоначально в модуле «Управление договорами» была реализована регистрация и согласование договорных документов для одного обособленного подразделения.
В последующем модуль был доработан исходя из потребностей предприятия. Специфика управления договорами заключалась в сложных маршрутах их согласования (самый простой маршрут включает последовательное получение 8 подписей), а также в необходимости двусторонней интеграции DIRECTUM c ERP-системой. В связи с чем был разработан новый типовой маршрут и настроена интеграция с SAP.
Рис.1.Общая схема процесса управления договорами
DIRECTUM принимает реквизиты договора из SAP и автоматически создает запись справочника Договоры. Процедуры согласования, подписания и регистрации происходят полностью в DIRECTUM. После регистрации договор направляется обратно в SAP, где осуществляется контроль над исполнением этого договора, а также контроль оплаты.
Рис. 2. Порядок согласования договорных документов в рамках типового маршрута (фрагмент схемы):
Взаимодействие между системами осуществляется при помощи веб-сервисов интеграции обеих систем. Данные передаются в xml-пакетах заданного формата. Для корректной работы настроена онлайн-синхронизация общих справочников: «Организации», «Валюты», «Страны», «Категории договоров» и др. Реализовано разграничение прав доступа к договорам.
В модуле «Управление совещаниями и заседаниями» предусмотрены возможности множественного резервирования помещений, реализованы механизмы согласования повестки, протоколов совещаний, формирования заданий в итоговых документах и контроля исполнения принятых решений, а также учтены требования к организации и проведению совещаний в зависимости от их вида (аудио-, видеоконференции и т.п.).
Специально разработанный для предприятия модуль «Управление техническими нормативными правовыми актами» (ТНПА) позволяет проводить рассмотрение, подготовку, согласование и регистрацию стандартов предприятия, а также контролировать сроки их разработки и согласования.
Разработка и согласование ТНПА представляют собой трудоемкий процесс, в котором участвуют компания-инициатор, выдвигающая документ на согласование, сотрудники центрального аппарата, которые занимаются непосредственно согласованием, а также работники других предприятий, деятельность которых затрагивается тем или иным стандартом.
Изначально ответственный специалист на основании утвержденного плана разработки нормативно-технической документации вносит информацию о стандартах предприятия, разработка которых запланирована на текущий год, в справочник «Технические нормативные правовые акты».
Рис. 3. Справочник «Технические нормативные правовые акты».
За месяц до планового срока разработки ответственному разработчику поступает задание приступить к работе и назначить исполнителя, который готовит проект ТНПА и отправляет его на согласование.
В рамках согласования проект документа рассматривают в обособленных подразделениях, в центральном аппарате, при необходимости направляют документ на дополнительное согласование, организовывают и проводят техническое совещание.
Рис. 4. Порядок согласования ТНПА в рамках типового маршрута (фрагмент схемы)
После согласования и утверждения ТНПА ссылки на документы автоматически размещаются в соответствующей папке системы, пользователи получают права на просмотр документов
Данный модуль позволяет реализовывать рассылку стандартов и приказов о введении их в действие, а также учитывать информацию о вносимых изменениях и формировать отчеты для анализа данных.
В рамках внедрения решения была реализована загрузка оргструктуры из кадровой системы предприятия, что позволило ускорить процесс создания записей по новым сотрудникам и актуализации существующих записей. Теперь в случае любых кадровых изменений (приема, перевода, увольнения сотрудников и других) ответственный пользователь DIRECTUM получает задание на выполнение настроек в системе, в задание вложены необходимые компоненты для сокращения времени на настройку.
Карточка задачи по типовому маршруту «Настройка АСЭД. Перевод работника»:
В соответствии с требованиями законодательства организована интеграция с системой межведомственного электронного документооборота Республики Беларусь, а также реализована возможность подписания документов с помощью ЭЦП, в том числе в рамках типового маршрута согласования официальных документов.
Это позволяет предприятию обмениваться электронными документами, подписанными ЭЦП, с другими государственными органами и иными организациями.
Все документы, поступающие по СМДО, автоматически отправляются делопроизводителям для рассмотрения и регистрации (при необходимости можно принять документ и без регистрации):
Отправить документ по СМДО можно из исходящей РКК, для этого документ должен быть подписан ЭЦП и вложен в РКК. По каждому документу возможно просмотреть информацию о состоянии получения/отправки при помощи специального отчета, доступного из РКК.
Обучение персонала
В ходе внедрения проекта было осуществлено обучение технического персонала и ведущих пользователей. Обучение происходило поэтапно:
предварительное обучение администраторов и ключевых пользователей по сопровождению системы, созданию и настройке бизнес-процессов;
последовательное обучение ведущих пользователей на предмет знакомства с возможностями базового функционала системы и внедряемыми процессами.
За время реализации проекта обучение прошли порядка 400 специалистов и более 10 администраторов ПО «Белоруснефть».
На сегодняшний день в регулярном обучении со стороны исполнителя необходимости нет. При добавлении новых пользователей либо выходе обновлений:
действуют системы инструкций;
производится внутреннее обучение силами заказчика;
осуществляется обучение посредством очных и онлайн семинаров;
обеспечивается издание обновленных руководств пользователей.
Следует отметить активное участие высшего руководства в ходе проекта, что способствовало повышению доверия к системе со стороны рядовых пользователей и вовлечению их в работу.
В настоящее время в DIRECTUM работает около 90% топ-менеджмента. Руководители используют как базовый функционал (поручения по РКК, подзадачи), так и типовые маршруты – участвуют в согласовании договоров, внутренних документов, согласовании всех платежей, которые идут через специальный маршрут, согласовании приёма на работу и продления контракта. ЭЦП применяется для подписания исходящей корреспонденции: при работе с СМДО, а в некоторых случаях при внутренней переписке.
Цифровая трансформация все глубже проникает во все сферы и является непременным условием эффективной жизнедеятельности предприятий.
Зачастую специфика работы и ключевые бизнес-процессы компаний одной отрасли являются идентичными и во многом схожими между собой. Наличие реализованного проекта, знание специфики отрасли и во многом уже выстроенных маршрутов позволяют внедрять проекты подобного масштаба с меньшими затратами и в более оперативные сроки.
В настоящее время ведется разработка единого универсального типового маршрута согласования договоров для использования всеми подразделениями предприятия, а также переработка модуля «Управление совещаниями и заседаниями».
В будущем планируется дальнейшее масштабирование системы (распространение в новых подразделениях, увеличение рабочих мест), а также расширение ее функционала, например, интеграция с информационной системой управления нефтедобычей.
Результаты реализации проекта
Общая информация:
В журналах модуля «Канцелярия» регистрируется в месяц:
В месяц создается:
Другое:
Экономические показатели:
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Комментарии (2)
Очень достойный проект.
В заголовке говорится про территориально-распределенную структуру. Из текста я не совсем понял, как именно выстроена эта распределенная работа. Все работают в одной инсталляции DIRECTUM или их несколько? Как решается вопрос с каналами связи? Подозреваю что не везде есть возможность использовать десктоп-клиент.
Андрей, спасибо за интересный вопрос.
Все пользователи работают в одном экземпляре системы через desktop-клиент, используется единая база данных. Удаленные подразделения подключаются к системе при помощи специализированного ПО. К сожалению, более подробную информацию о технических нюансах сообщить не могу, так как она не подлежит распространению.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий