Цели и задачи проекта
Для обеспечения сохранности структуры и иерархии документации банковской деятельности, появилась потребность написать разработку по универсальному хранилищу документов клиентов на базе СЭД Директум с перспективой автоматизированной загрузки документов из других систем.
Требования к новой системе хранения:
- Возможность гибкой фильтрации и группировки документов;
- Разграничение прав доступа по отделам и группам;
- Удобство использования;
- Масштабируемость и легкая настройка силами пользователей;
- Реализация работы с большими объемами документов;
- Максимальная автоматизация в работе.
Сложности в работе заключались именно в масштабируемости системы, так как еще на старте разработки были учтены возможности подключения новых отделов и групп пользователей со своими требованиями и типами документов. Это привело к созданию нескольких вспомогательных механизмов при работе с различными документами и требованиями.
Ключевые бизнес-заказчики инициативы
- Отдел Финансового Мониторинга;
- Кредитный отдел;
- Казначейство;
- Отдел по обслуживанию клиентов.
Как выглядел бизнес-процесс до внедрения и после
До внедрения Универсального архива, 70% документов велись только на бумаге, а в СЭД Директум лишь 30%, да и те раскладываясь по папкам с иерархической структурой, что по факту никак не влияло на связи документов и мало помогало при их поиске и в работе. Другими словами, ранее документы просто загружались в систему без явной привязки к Клиенту банка, договорам или иным группировочным признакам. Права соответственно делились по Виду документов и по отделу автора документа, всем сторонним специалистам доступ приходилось выдавать вручную.
Используемые решения и подходы
В работе были использованы:
- Новые справочники, как основной рабочий элемент: Клиенты, Документы Клиентов, Наименования документов. А так же как вспомогательные элементы: Типы клиентов, Группы доступа, Уровни документов 1-6.
- Были написаны новые функции и методы, настроены пара сценариев, все в рамках СЭД.
- Были внесены правила в выгрузку для сторонней программы, чтобы выгружать документы в Директум.
- Для решения вопросов доступа была использована специфика доступности и блокировки элементов формы СЭД Директум оформленная Кодом в карточках справочника. А так же многое было оформлено через фильтрацию списков СЭД.
- Разработана система универсальной карточки документа с выбором состава реквизитов для решения проблемы вариативности требований к документам.
- Выполнены специальные разработки для обработки массовых документов и предпросмотра.
В результате разработки и внедрения решений подготовлено:
- 8 вспомогательных справочников;
- 3 основных рабочих справочника;
- 36 различных действий и методов с документами;
- 10 новых вспомогательных функций;
- 2 Сценария для загрузки документов в Архив;
- Во время работы была реализована интеграция с Интернет-Банком;
- 7 групп пользователей для разграничения прав доступа.
Эффект от внедрения инновации
- Существенное сокращение времени при регистрации документа в СЭД;
- Уменьшился объем работы с бумажными документами на 60%, а клиенты передают документы через интернет-банк;
- Упростились способы идентификации документов и их последующая группировка;
- Сократилось время поиска документов в СЭД, за счет связей Клиентов и их документов;
- Оптимизированы и ускорены процессы массовой обработки документов;
- Исключены задвоения файлов за счет клонирования карточек и передаче ссылок;
- Уменьшено внимание администратора и разработчика за счет передачи прав на вспомогательные справочники ответственным пользователям;
- Улучшена система доступа к документам соседних отделов, без прав на их изменение, что обеспечивает доступность и безопасность;
- Получено одобрение заказчика и желание продолжать разработку далее!
Суть решений. Какие были сложности и как их решали
- Сложность отказа от бумаги
- Вариативность требования к документам
- Работа с большим объемом документов
- Вопрос доступов и разграничений
Подробнее, как решались сложности ниже.
№1 Сложность отказа от бумаги - многие пользователи при заполнении карточек документов, привыкли пользоваться бумажной версией документа чтобы перепечатать данные в электронный вид.
Решение: Система Предпросмотра документа прямо из карточки справочника:
Для организации предпросмотра, использовалась конструкция:
DCTSConvertFileToPDF(DCTSConvertToPDFWSDL; FileName; PDFDocument)
WebBrowserControl = Object.Form.Controls.FindControl('STWebBrowserControl1')
if not VarIsNull(WebBrowserControl)
WebBrowserControl.Navigate(PDFDocument)
Result = TRUE
endif
№2 Вариативность требования к документам - В виду большого количества документов, в ведущем справочнике возникли проблемы с требованиями и обязательными полями в карточке справочника.
Решение: Вспомогательный справочник "Наименования документов", в котором пользователи самостоятельно решают, какие поля обязательные, а какие нет. Там же устанавливаются некоторые характеристики документа:
И изменения в карточке справочника документов:
То есть в зависимости от указанных реквизитов, меняется и сам вид карточки:
Или
Или
Удобство данного метода обеспечивает вариативность документации, так как Пользователи свободно могут создать новый тип документа и наделить его теми реквизитами, какие им нужны в работе и архиве.
№3 Работа с большим объемом документов - Так как многим отделам при вводе нового функционала пришлось загружать достаточно много документов, пришлось реализовать много различного функционала для помощи пользователям.
Решение: Действия и вычисления:
- Добавить к договору: Действие для загрузки документом (множественный выбор) из файлов с привязкой их к договору выделенного документа;
- Привязать к договору: Работа со справочником, для перемещения или перепривязки группы документов к другому договору в 2 клика:
- Обработать все: Действие которое отбирает все Не утвержденные документы по выделенному клиенту и открывает их в виде списка или последовательно, для заполнения незаполненных обязательных полей (это нормальное явление после массовой загрузки):
- Экспорт документов: Реализация экспорта всех выделенных документов прямо из справочника в указанную папку;
- Дублировать документ: Метод создающий новую карточку документа для всех выделенных документов и на основании существующего документа, создает клоны карточек. Этот функционал необходим для избегания дублирования самих документов, ограничиваясь лишь карточкой справочника. Некоторые документы для разных юридических лиц могут иметь разное значение, для этого и был реализован метод:
- Изменить статус: массовое изменение статуса выделенных документов как выборочно, так и по весму договору в целом.
Помимо явных действий, были реализованы функции, которые:
- Определяют тип документа по маске его имени:
- Функция находящая в имени файла наличие Даты, для подстановки ее в карточку документа:
- Была реализована функция для получения документов при выгрузке его из сторонней программы при наличии файла-описания в формате XML. Все документы подходящие под правила оформления, автоматически регистрируются по клиенту и по возможности маски имени идентифицируются.
- Реализована система регистрации документа с поддержкой ЭЦП для усиления защиты документа в системе.
- Вычисления по поиску/выбору/генерации Клиента, где логика иерархическая. Сначала поиск среди Клиентов, затем Организаций, потом Персон. Если искомый не найден - создать запись:
Для обработки массовых документов в списке справочника использовалась конструкция:
if Assigned(SelectedItems)
foreach idDoc in SelectedItems
DocList = AddSubString(idDoc;DocList;';')
Count = Count + 1
endforeach
endif
№4 Вопрос доступов и разграничений - Для уменьшения человеческих ошибок, на многие справочники были наложены фильтры и соответственно группы разграничения выбора. Однако, некоторые типы документов должны быть доступны одновременно нескольким группам или даже всем одновременно, в то время как иные, строго для одного отдела.
Решение: Описание доступности через отдельные реквизиты:
или
Как и группы доступа, тип клиента тоже является фильтрующим фактором и запрещает выбор, неуказанного типа.
Результаты
Как внедренное решение отразилось на работе компании
- Сократилась трудоемкость обработки документов;
- Сократилось рабочее время на поиск документации;
- Сократились объемы бумажного документооборота и как следствие - экономия на хранилищах;
- Улучшилось взаимодействие между смежными отделами;
- Улучшился контроль за сохранностью документов;
- Сократилось время работы Администратора по обслуживанию данного архива;
- Появилось единое место хранения документов Клиентов компании.
Планы по дальнейшему развитию проекта
Так как проект еще не завершен, развитие его продолжается в сторону продолжения автоматизации процессов по загрузке документов и идентификации их с максимально высоким Коэффициентом. В частности подбор документов из иных систем используя маску-имени и вспомогательные xml-файлы описания выгрузки. Так же уже запланированы варианты отчетов/реестров документов с возможностью выгрузки для контролирующих органов с возможностью быстрого поиска и группировки документов по второстепенным признакам (по входящим запросам с гибкой системой поиска).
Состав команды проекта
- Администратор СЭД Директум;
- Разработчик СЭД Директум;
- Разработчик АБС на интеграции с интернет-банком;
- Задействованные в процессе бизнес-заказчики.