снижение трудоемкости по заполнению статистики на ССТУ.РФ
на формирование сводных отчетов по всей области
месяца на проект
Правительство Ярославской области, органы исполнительной государственной власти и все муниципальные районы, включая сельские поселения области уже не первый год полноценно работают в системе электронного документооборота Directum.
Для ОИГВ ЯО реализована Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) на базе системы Directum 5, для органов местного самоуправления выделен отдельный контур, в котором работают все муниципальные районы области, их подведомственные учреждения, а также администрации сельских поселений (СЭД МР). Платформой для работы также является Directum 5.
Между указанными системами электронного документооборота организованы механизмы взаимодействия, которые позволяют вести официальную переписку между органами, а также исполнять поручения высших должностных лиц области.
Функционально обе системы имеют возможность полноценно и без использования бумаги обрабатывать поступающие обращения граждан и организаций в рамках 59 ФЗ.
Концептуально взаимодействие обеих систем представлено на рисунке.
В 2020 году Организационно-контрольным управлением Правительства Ярославской области была сформулирована задача по расширению возможностей взаимодействия с органами местного самоуправления, в части получения от них данных в рамках рассмотрения обращений граждан.
Были сформулированы следующие цели по развитию:
Для реализации указанных целей был определен перечень работ по автоматизации процессов в ЕСЭД и СЭД МР:
В рамках проекта развития Государственной информационной системы ЕСЭД ЯО были проведены работы, которые позволили выполнить все указанные мероприятия и получить на выходе комплексную систему по обработке всех данных по обращениям граждан, стекающихся со всех уголков области.
В первую очередь необходимо было выполнить часть работ, связанную с подготовкой и выгрузкой данных из ЕСЭД в автоматическом режиме на портал ССТУ.
В соответствие с требованиями регламента обмена с ССТУ, есть 2 варианта работы с порталом: полуавтоматический и автоматический (в онлайн-режиме).
В рамках проекта была реализована такая возможность. Уполномоченные сотрудники могут сформировать, как отдельный пакет для выгрузки в рамках одного обращения, так и выполнить выгрузку сразу нескольких готовых к отправке обращений, сформировав из них пакет.
Данный функционал реализован по большей части, как вспомогательный и в реальной работе используется больше для отладки.
При каждом сохранении карточки Обращения происходит синхронизация и апдейт связанной карточки «Обращения ССТУ», в том числе обновляются статусы рассмотрения обращения.
Ежедневно, в ночное время, происходит запуск назначенного задания, которое выполняет сценарий отправки обновленных записей справочника «Обращения ССТУ» на портал ССТУ.РФ, посредством подключения к API портала. В таком режиме ежесуточно отправляется от 300 до 500 обращений на портал, в том числе уже выгруженных ранее, с уточненными данными или статусом.
Карточка справочника «Обращения ССТУ»
В механизме организована и обратная связь с делопроизводителями и администраторами ЕСЭД. При наличии ошибок в пакетах, API ССТУ посылает ответ в виде ошибки. Данные ошибки разбираются автоматически самой системой и адресуются по разработанным правилам либо Делопроизводителю организации, допустившей ошибку при заполнении карточки Обращения, либо Администратору системы, если ошибка не классифицирована. Данная обратная связь позволяет оперативно устранять проблемы в самой системе, разрабатывать новые правила обработки ошибок и дисциплинирует ответственных сотрудников, так как выгружаемые данные по обращениям – это статистика всей области, которая анализируется на уровне всей страны.
Так как для Заказчика было важно получить актуальные данные по рассмотрению обращений граждан не только из ЕСЭД (уровень ОИГВ ЯО), но также и статистику из органов местного самоуправления, которые являются пользователями другой системы – СЭД МР, а это, для понимания, 18 разных БД, физически не связанные друг с другом, встала задача по проектированию наиболее оптимального варианта работы с ними.
Рассматривалось 2 варианта:
Ввиду сложности администрирования и поддержки решений в 18 разных БД, отказались от первого варианта и сосредоточились над реализацией единого места хранения и администрирования всех данных. Логичнее всего было реализовать это на базе системы ОИГВ – ЕСЭД.
Схема взаимодействия получилась следующей:
XML обращения
При возникновении ошибок при передаче данных из ОМСУ на портал ССТУ, по аналогии с процессом в ЕСЭД, информация об ошибке передается обратно в ОМСУ, ответственному сотруднику, для корректировки записи в своей системе. Выгрузка в ОМСУ ошибок также производится путем формирования XML-файла и его последующей асинхронной обработки, и загрузки в ОМСУ.
Таким образом, справочник «Обращения ССТУ» является единым ресурсом, с которым работает как скрипт, выгружающий данные на ССТУ со всего региона, но и административным инструментом, позволяющим сотрудникам, обслуживающим ЕСЭД, выполнять анализ проблем и собирать статистику в одном месте, для фиксации показателей уровня обмена данными с ССТУ.
XML с результатами выгрузки обращения
Как известно, все государственные органы любых уровней ведут отчетную деятельность перед вышестоящими организациями, в рамках своей деятельности. Таким образом, зачастую, задача передачи отчета «наверх» выглядит достаточно сложной, ввиду необходимости формирования сводной статистики, по всем подведомственным и курируемым организациям.
В части отчетности ОМСУ перед Правительством области схема выглядит так: каждый ОМСУ предоставляет свой набор отчетов, которые в разных форматах (кто от руки, кто в Excel, а кто-то и в виде скана) предоставляют в контрольный орган – в нашем случае отдел по работе с обращениями граждан Правительства области.
Задача по сведению всей этой информации иногда является непосильной. Так же стоит отметить, что в некоторых случаях общую сводную информацию по всему региону необходимо предоставить в срок 1 день – это актуально в Общероссийский день приема граждан (проходит ежегодно в декабре), когда Администрация Президента просит свод по всей области к вечеру того же дня.
На этом фоне логичным решением является консолидация всей информации из всех районов области и автоматическое формирование отчетности по утвержденным формам.
Заказчиком была затребована реализация 3-х форм отчетности, которые должны быть в любой момент выгружены из системы, со сформированными данными на основании информации из ЕСЭД и СЭД МР. Это отчет ГФИ, Сводный отчет ОМСУ и Отчет ОМСУ по ОДПГ.
Сводный отчет ОМСУ
Реализация импорта данных из ОМСУ ЯО была организована посредством расширения функционала, который, в рамках текущего проекта, был разработан для передачи информации из района на портал ССТУ.РФ. Вместе с указанной информацией, передается и статистика, для формирования сводных отчетов.
Таким образом, на уровне справочника «Обращения ССТУ» в том числе собирается информация по результатам деятельности ОМСУ, которая используется для формирования разработанных сводных отчетов. Данная информация постоянно актуализуется и является верной на текущий день.
Основным результатом проекта можно считать не столько показательную часть – сколько обращений теперь выгружается на ССТУ автоматически, или какие цифры в отчетах формируются, на основании получаемых данных. Основной результат – ускорение и цифровизация процессов взаимодействия между двумя уровнями власти в регионе: местный и региональный уровни.
Значительно снижены трудозатраты сотрудников на подготовку отчетности, фактически приведена к нулю трудоемкость по выгрузке данных на ССТУ.
Реализован единый центр хранения и агрегации статистических данных по обращениям граждан, который может развиваться дальше, приобретая все новый функционал и позволяющий обрабатывать новые данные, необходимые, для осуществления деятельности Правительства области.
Обсудите реализацию с экспертом Directum