ежегодная экономия на каждые 200 дел
экономия в госархиве на каждые 15 тыс. дел
вместо 3-4 дней на поиск документов в архиве
пользователей системы
В России с каждым годом усиливается общий тренд цифровизации в области архивного хранения документов. Минцифры России совместно с Росархивом ведут активную работу над созданием единой системы хранения электронных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти. Аналогичная работа проходит в субъектах РФ, где цифровизация архивов вписана в региональные цифровые стратегии.
В 2020 году в Правительстве Удмуртской Республики приступили к созданию Системы архивного хранения электронных документов (САХЭД) на базе системы Directum, которая успешно используется здесь с 2010 года.
Предпосылками для внедрения САХЭД стали:
Цель проекта — надежное и безопасное централизованное хранение электронных документов органов власти и подведомственных организаций с сохранением их юридической значимости.
В ходе проекта были поставлены следующие задачи:
На старте проекта предполагалось, что внедрение «Долговременного архива» будет проходить на базе Directum 5. В процессе исследования и проектирования было решено внедрять сразу на Directum RX. Большая часть требований была закрыта стандартным решением, а требования по государственному архиву — дополнительными разработками.
Все органы исполнительной власти и местного самоуправления Удмуртии используют Directum. Лучшим решением стала интеграция системы с САХЭД. При передаче в архив формируются контейнеры электронных документов со всеми данными.
Контейнер включает в себя:
Описи дел формируются в соответствии с установленным шаблоном в системе.
Все документы в неподписанных описях и актах можно самостоятельно просмотреть и перепроверить.
При необходимости можно перенести дело из одного документа в другой. Дела формируются в соответствии с заведенной номенклатурой по срокам хранения.
В дальнейшем заголовок актуализируется сотрудником.
После подписания описей и актов доступ к изменению дел закрывается.
История работы с документами фиксируется в карточке.
Сотрудники государственного архива задают периоды сдачи документов в справочнике. На основе записей формируется план-график в формате Word.
План-график согласовывается с руководителем государственного архива через задание на подписание. За месяц сотрудники ведомственного архива получают уведомление о передаче дел в государственный архив.
Каждое пополнение электронного архива отражается в обязательных учетных документах. При передаче в ведомственный архив автоматически формируются сдаточные описи, а в муниципальных, региональных и федеральных архивах по шаблону — акты приема-передачи дел. Шаблоны уже заведены в системе и регулярно обновляются или дополняются.
Система позволяет самостоятельно настроить периодичность автоматической проверки документов на целостность и сохранность. Наличие документов проверяется по спискам из учетных документов (дела – опись, документы – внутренняя опись дела). Если целостность нарушена, система фиксирует повреждения контейнеров.
Каждый контейнер проверяется на повреждения, система автоматически проводит экспертизу ценности документов. Система анализирует сроки хранения и предлагает сценарии работы с документами:
В СЭД ГО УР доработана РКК документа: добавлено новое поле для указания индивидуального срока хранения документа. Значение данного поля помогает архивисту отследить документы, у которых необходимо продлить срок хранения.
Акт об уничтожении документов формируется в соответствии с установленным шаблоном и направляется по маршруту согласования. После подписания акта документы безвозвратно удаляются из системы.
Создание научно-справочного аппарата
В системе создается архивный справочник, в который автоматически попадает информация о фондах и его документах. Информацию для каждого справочника сотрудник может самостоятельно вносить или корректировать. Всю информацию легко отследить, чтобы избегать дублирования.
Сотрудники ведомства легко могут получить дела из архива. Для этого нужно просто выбрать необходимый документ и пройти по ссылке. Запрос сформируется автоматически.
Предоставление дел сторонним лицам осуществляется с помощью запроса со специально выделенного аккаунта, у которого установлены ограниченные права на документы. Доступ фиксируется на определенный период.
В системе легко формируется электронная копия документа с проставлением штампа.
В законодательстве РФ пока недостаточно нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок хранения электронных документов. Поэтому при разработке САХЭД ориентировались на опыт, знания и аналитику экспертов-архивистов и специалистов вендора. Проект по сути опережает отрасль.
В проектировании долговременного электронного архива были учтены требования Росархива и приказ №526 Министерства культуры. При передаче документов в САХЭД из системы документооборота органов власти формируется контейнер. В нем содержатся оригинал документа, его версия в неизменяемом формате PDF/A, метаданные и контейнер с электронной подписью (ЭП), которой он был подписан.
Чтобы обеспечить юридическую значимость архивных документов на протяжении всего срока хранения, каждый электронный документ в архиве содержит метки времени и доказательства действительности ЭП, что соответствует требованиям 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В долговременный архив передаются документы со сроком хранения более пяти лет. Рекомендованный Всероссийским НИИ документирования и архивного дела (ВНИИДАД) формат позволяет воспроизвести документы спустя длительное время хранения.
В государственных архивах множество регламентов и норм сформировано для бумажных документов. Чтобы переход в электронный вид происходил быстрее и точнее, были учтены пожелания:
САХЭД оптимизировал работу более 500 сотрудников Госархива и органов власти. Первыми оценили работу с долговременным архивом Минсвязь УР и Комитет по делам архивов при Правительстве УР.
Система позволила исключить затраты на обработку и хранение документов. Если раньше архивистам и делопроизводителям приходилось полистно просматривать, группировать, подшивать и нумеровать документы, то сейчас эту работу выполняет система.
Масштабный проект является беспрецендентным примером для государственных органов и гоархивов по организации долговременного архивного хранения электронных документов с обеспечением юридической значимости более 75 лет.
Внедрение САХЭД на базе Directum RX обеспечивает полный жизненый цикл электронного документа с отказом от бумаги даже на этапе архива.
Проект имеет экономическое обоснование:
Масштаб проекта:
Прежде всего в планы входит масштабирование САХЭД – обеспечить подключение к ней всех органов власти Удмуртии, муниципальных архивов, а также настроить интеграцию с системами организаций, от которых сейчас поступают документы на хранение.
Кроме того, анализируется возможность добавить в систему решения с искусственным интеллектом для экспертизы ценности электронных документов и автоматического формирования ответов на запросы архивной информации.
Со стороны АГиП
Со стороны Directum
Опубликовано:
31 марта 2022 в 16:32
Обсудите реализацию с экспертом Directum