пользователей
объем модификаций
снижение затрат на перевод исходящих документов в электронный вид (печать, хранение, доставка)
сокращение времени доставки исходящих писем
сокращение объема обрабатываемых вручную входящих документов
Акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз» – уникальный вертикально интегрированный нефтегазовый оператор, осуществляющий полный производственный цикл от разведки и добычи углеводородов, их транспортировки и переработки до оказания специализированных сервисных услуг.
* В заявке используется терминология Технической спецификации с учетом корректного наименования объектов в соответствии с законодательством Республики Казахстан (РК).
Ранее дочерние организации и Корпоративный центр АО НК «КазМунайГаз» (КЦ КМГ) использовали различные системы документооборота, при этом в некоторых организациях СЭД не было.
Чтобы выявить узкие места и оценить потенциальный проект было проведено предпроектное исследование. В результате выявили ключевые узкие места, требующие оптимизации:
1. Подавляющее большинство используемых СЭД не поддерживало электронных цифровых подписей (ЭЦП) Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (НУЦ РК), как следствие:
2. Инструменты по контролю за соблюдением бизнес-процессов и оперативному внесению изменений отсутствовали. Не было гибких настроек администрирования системы, возможности создания новых видов документов, регламентов согласования, шаблонов и т.д.
Таким образом, основной целью проекта стало создание единой системы, позволяющей ДЗО и КЦ вести сквозные процессные коммуникации, а также взаимодействовать с регулирующими организациями и государственными органами.
Процесс выбора системы шёл в рамках конкурсного отбора. При разработке требований учитывались ключевые потребности в сохранении автоматизируемых процессов КЦ, функциональные запросы от бизнес-пользователей, а также требования, унаследованные от единой стратегии обновления СЭД в портфельных компаниях Фонда национального благосостояния «Самрук Казына».
Требования к новой системе:
На тендер заявилось 12 участников. За каждую активность начислялись баллы, которые в дальнейшем влияли на общую оценку системы перед торгами. Как результат из 12-ти систем в финал вышли Directum и DocsVision. В результате всех вычислений система Directum получила самую высокую оценку экспертной комиссии.
В рамках проекта были выделены следующие этапы:
В заявке расскажем про первые четыре этапа, состоящие из полного цикла работ по цифровизации трех компаний – Корпоративного центра Национальной компании КазМунайГаз», проектного института КазМунайГаз Инжиниринг (с учетом 2 филиалов) и центра ИТ-компетенций КМГ-Кумколь. Результатом стал запуск системы в промышленную эксплуатацию и готовность к тиражированию в ДЗО.
Несмотря на то, что внедрение осуществлялось только в трех организациях, рабочая группа для этапа «Дизайн» состояла из представителей всех компаний, чтобы разрабатываемое решение учитывало все ключевые интересы и было готово для тиража.
Рабочая группа включала около 70 участников, что противоречило всем рекомендуемым подходам, но важность получения одобрения от ДЗО на начальном этапе была выше получаемых рисков. Руководство проектом было возложено на Департамент информационных технологий АО «НК КазМунайГаз», бизнес-заказчиком проекта являлась канцелярия.
На момент начала проекта пандемия была в самом разгаре, что также накладывало отпечаток на проект. Все работы до начала опытной эксплуатации проходили полностью удаленно. Сейчас уже можно сделать вывод, что отсутствие физического общения на рабочих местах все-таки дало о себе знать и не все особенности были выявлены или поняты правильно. Но это не помешало успешно подписать концептуальные решения и выйти на разработку с настройкой.
Разработать решение требовалось в достаточно сжатые сроки, около 100 календарных дней. Над проектом одновременно трудилось до 8 разработчиков. Чистой разработки вышло порядка 2500 чел/часов. Очень много внимания уделялось тестированию, некоторые критически важные процессы, такие как поручения, межкорпоративные процессы и т.д. тестировались по несколько раз и разными сотрудниками. Благодаря данным усилиям комплексное тестирование с Заказчиком прошло достаточно гладко. На момент начала опытной эксплуатации критических замечаний к разработке не было.
Обучение проходило в основном дистанционно, непосредственно перед началом опытной эксплуатации, в ходе которой было выявлено низкое качество усвоения материала и непонимание принципов работы системы. В течение трех недель проводились сессии очных обучений с практикой, куда по заявкам могли прийти все желающие.
Перед опытной эксплуатацией 15 сотрудников КМГ-Кумколь прошли обучение и получили сертификацию. В дальнейшем был сформирован центр компетенций по поддержке пользователей СЭД. На момент запуска было задействовано 8 сотрудников КМГ-Кумколь – 6 на первой линии поддержки (основы работы, процессы), 2 на второй (мелкие настройки и нерешенные первой линией вопросы).
Первую половину опытной эксплуатации в службе поддержки КМГ-Кумколь всегда присутствовал сотрудник Исполнителя, который помогал отвечать на сложные вопросы в режиме онлайн, а также подсказывал, как правильно реагировать на те или иные запросы. Вопросы, которые не закрывались на первых двух линиях уже поступали к Исполнителю. Всего было задействовано 10 консультантов, часть из которых находилась на территории заказчика (максимум одновременно 7 человек). Общее количество пользователей в ходе внедрения составляло около 3 тысяч.
Благодаря отработанным технологиям и обучающим курсам на базе КМГ-Кумколь появился полноценный центр компетенции для сопровождения электронного документооборота. Уже сейчас сотрудники компании самостоятельно оказывают поддержку первой и второй линии пользователей. База знаний по документообороту постоянно пополняется, объем вопросов на третью линию поддержки за 2 месяца сократился в 5 раз. Следующим шагом будет формирование компетенций по сопровождению всех сервисов на уровне системного администрирования. Жакупов Ж.Т., Начальник управления развития и архитектуры ИТ АО «НК КазМунайГаз» |
Основной и вполне ожидаемой проблемой являлся переход с Lotus Notes. Практика перевода с Lotus у нас имелась, но пользователи не сразу понимали преимущества Directum. На борьбу с непониманием в проекте было брошено множество сил:
Разработки и используемых решений в проекте было много, некоторые из них были достаточно масштабными.
В технической спецификации был заложен комплекс работ по интеграции с Active Directory в части синхронизации организационной структуры и данных пользователей.
Разработана утилита, через которую и происходило все взаимодействие:
Для тиража и подключения ДЗО было достаточно заполнить запись справочника и ждать отработки фонового процесса:
На момент начала проекта в КМГ уже эксплуатировалась система управления коллегиальными органами Boardmaps. Таким образом, работы по существенному апгрейду модуля совещаний превратились в глубокую интеграцию.
Интеграция также тиражируема на новые ДЗО, которые будут подключены к системе работы с Коллегиальными органами.
С целью обеспечения безбумажного взаимодействия между компаниями холдинга были разработаны сквозные бизнес-процессы:
Процесс позволяет преобразовать исходящий комплект документов во входящие комплектны на каждую организацию и направляет их на регистрацию ответственным делопроизводителями организаций. При этом инициатор и делопроизводители компании отправителя могут отслеживать весь ход обработки в компаниях-получателях:
Карточка поручения преобразовывается во входящий документ для ДЗО и направляется ответственному делопроизводителю. Из задания на регистрацию, как и по любому входящему документу, формируется задание на рассмотрение и последующее исполнение документа. Процесс исполнения поручения в головной организации ожидает исполнения поручения в ДЗО после чего продолжается по стандартной логике.
Для пользователя интеграция выглядит прозрачно. Подробнее можно ознакомиться в заявке Решение для интеграции с ЕСЭДО Республики Казахстан.
Представляет собой подготовку и согласование внутренних нормативных документов с формированием единого реестра. Из основных особенностей можно выделить взаимосвязь с процессами, в рамках которых документ вводится в действие, а также автоматически формируемую иерархию в общей папке в соответствии с организационной структурой.
Документ может быть утвержден одним из трех способов:
Для последних двух случаев сделан сценарий подготовки необходимых для утверждения документов и также запуск их по процессу.
Иерархическое хранилище в общей папке формируется автоматически для каждой организации и каждого подразделения. Формируется по принципу НОР-Подразделение-Вид документа-Документы. Иерархия папок перестраивается автоматически фоновым процессом (создаются папки для НОР и подразделений). Нижний уровень создается в виде папок поиска, чтобы упростить наполнение действующими документами по виду, соответствующему папке.
Историческая информация по действующим документам ЭБД ИСУ был перенесена из системы Lotus Notes. В силу различий в архитектуре хранения тел документов, все тела привязываются к карточке, как приложения.
Представляет собой набор справочников для ведения аудитов по вопросам ИСУ. Включает в себя цифровизацию следующих процессов:
Все необходимые действия и справочники вынесены на обложку:
Поток документов такой крупной компании огромен. Только в корпоративный цент поступает до 100 комплектов документов. Применение искусственного интеллекта было решено использовать при обработке входящих писем.
Из ключевых особенностей, в которых нужно было обучить машинный интеллект, можно выделить:
Для достижения минимально необходимого уровня качества потребовались доработки:
Работы по Directum Ario не прекращаются. Сервисы обновлены до последней актуальной версии и планируется их дальнейшая отладка для тиражирования функциональности на ДЗО.
Законодательство Республики Казахстан позволяет передавать электронный документ на любом носителе, если все требования соблюдаются. Это позволяет использовать для юридически значимого обмена документами обычную электронную почту. В системе КМГ для этого используется инструмент для выгрузки пакета документов (основной документ + приложения) в формате CMS.
Любой получатель может легко проверить юридическую значимость документа на портале ezsigner.kz, который был специально создан АО «Национальные информационные технологии» для данных целей. Помимо прочего на данном портале документ может быть также подписан второй стороной, что позволяет потенциально даже заключать договоры.
Показатели:
Современный и удобный интерфейс мобильного решения Directum Solo позволяет решать все ключевые управленческие задачи не включая компьютер. Возможность юридического значимого подписания полностью очистила мой рабочий стол от бумаги. Наличие встроенных виджетов стало приятным дополнением и позволяет оперативно контролировать исполнительскую дисциплину подразделения. Кусаинов Н.Г., директор департамента ИТ АО «НК КазМунайГаз» |
Реализованы
Уникальные решения и внедрение инноваций
Интеграция с единой системой электронного документооборота государственных органов и инструменты для юридически значимой выгрузки исходящих писем в электронном виде позволили полностью уйти от бумажных бланков и сократить объем обрабатываемых вручную входящих документов на 30%. Бегасилова А.С., начальник управления документационного обеспечения АО «НК КазМунайГаз» |
В ближайших планах у нас подключение порядка 50 ДЗО за 2022 год. Каждую неделю идут работы по верификации анкет тиража, настройке документооборота, обучению пользователей и организации технических работ на стороне ДЗО. Большинство работ также планируется осуществлять удаленно.
Текущим проектом планы не ограничиваются. Параллельно с основным проектом было проведено предпроектное исследование бизнес-процессов кадрового и договорного документооборота КЦ, подготовлены рекомендации и проект технической спецификации на автоматизацию. Дополнительно совместно с Вендором проводились презентации и проработки в части реализации Общего центра обслуживания, который охватит кадровые и договорные процессы всего Холдинга в целом. В данном проекте планируется использовать также решения Directum: Ario, HR Pro и другие.
Данный проект является крайне ценным тем, что представители Исполнителя и Заказчика работают, как одна большая команда с общими целями и задачами. С учетом периодически вовлекаемых специалистов Вендора, к проекту приложило руку около 30 человек, каждый из которых внес свой ценный результат. Постоянную поддержку со стороны ИТ КМГ и КМГ-Кумколь оказывают около 25 сотрудников.
Команда проекта исполнителя показала высокий профессионализм и заинтересованность в комплексной адаптации СЭД под требования «КазМунайГаз». С самого начала проекта был виден неформальный подход к закрытию выдвинутых требований, вовлеченность в проблематику бизнеса и готовность к закрытию критически «узких» мест даже сверх заключенного соглашения. Только при плотной совместной работе с такими партнерами возможна реализация столь амбициозных проектов в сжатые сроки Кульчановский С.В., руководитель проекта АО «НК КазМунайГаз»: |
Опубликовано:
29 марта 2022 в 10:05
Обсудите реализацию с экспертом Directum