Основные составляющие успешного самостоятельного внедрения DirectumRX

17 2

В статье хочу затронуть тему самостоятельного внедрения DirectumRX, так как достаточно часто заказчики, понимая, что система проста и понятна, выбирают данную схему внедрения. Но, как показывает практика, не всегда внедрение доходит до логического завершения. Рассмотрим факторы успешного внедрения.

Участники проекта

Самым важным участником является ответственный за внедрение, поэтому к выбору данного сотрудника необходимо подходить осознанно. На него возлагается большинство задач, начиная с организации работы сотрудников, заканчивая принятием решения о завершении внедрения. При выборе сотрудника нужно учесть, обладает ли он достаточными полномочиями для решения организационных вопросов, связанных с реализацией проекта. Если нет, то необходимо его наделить ими, документально зафиксировать и довести это до всех сотрудников.

Каким должен быть ответственный за внедрение? Какой идеальный образ?

Если в компании большое количество пользователей, и мы понимаем, что вопросов по системе будет много, то рекомендуется выделить сотрудника ответственного за консультации. Возможно, даже нескольких, поделив между ними зоны ответственности. Сотрудник может быть выделен из ИТ-службы или иного специализированного подразделения, занимающегося внутренней оптимизацией процессов. В обязанности ответственного будет входить: консультирование рядовых пользователей на всех этапах внедрения, обеспечение развития системы и централизованного сбора пожеланий к системе в процессе ее эксплуатации.

Конечно, не обойтись и без выделенного администратора системы, который выполняет техническую поддержку, прикладную настройку и администрирование системы. Нужно понимать, что поддержка внедрения становится его приоритетной задачей. Возможно понадобится перераспределить его обязанности между сотрудниками ИТ-службы, максимально освободив от прочих работ.

На небольших и средних предприятиях при внедрении системы DirectumRX функции ответственного за внедрение администратора системы и ответственного за консультации может выполнять один сотрудник. В этом случае сокращаются временные затраты на обеспечение взаимодействия между сотрудником заказчика и службой поддержки DIRECTUM, уменьшается риск «глухих телефонов» и т.д. На данную роль подходят как сотрудники, выделенные из ИТ-отдела, так и молодые активные руководители автоматизируемых подразделений.

Не всегда ответственный за внедрение может единолично принять решение (например, по оптимизации бизнес-процессов, по методическим вопросам), поэтому рекомендуется с первых же дней проекта определить рабочую группу, собрав ее из числа наиболее заинтересованных сотрудников, экспертов предметных областей, знающих потребности предприятия и способных решать возникающие сложности и вопросы. Обычно это руководители автоматизируемых подразделений или их заместители.

Помимо принятия организационных и методических решений, рабочая группа выдвигает требования и пожелания к системе, расставляет приоритеты по ним, осуществляет приемку работ. Специалисты, которые входят в рабочую группу, должны быть инициативными, конструктивными и иметь достаточно времени для участия в проекте. Состав группы может меняться в рамках проекта, если тот поделен на этапы (в зависимости от внедряемого функционала).

Заинтересованное и активное руководство

Внедрение будет проходить легче и максимально эффективнее, если сотрудники будут чувствовать заинтересованность руководства в проекте и контроль с его стороны. На многих предприятиях, к сожалению, самым действенным остается метод «кнута и пряника». «Пряник» – это как материальная, так и нематериальная мотивация руководителя. «Кнут» – выговоры, штрафы, лишение премии.

Хорошей мотивацией для всех сотрудников является работа руководства в системе: выдача поручений в электронном виде, согласование документов, контроль исполнительской дисциплины и отказ от рассмотрения документов на бумаге.

В последнее время руководители компаний, где самостоятельно внедряется DirectumRX, стали активно использовать отчеты по контролю исполнительской дисциплины, на основании которых принимаются соответствующие меры. Был пример, когда сотрудники до полугода игнорировали и не выполняли задания, пока руководитель не начал контролировать их исполнительскую дисциплину.

Каким образом можно привлечь руководство к проекту?

1. В начале проекта внедрения провести организационное собрание, куда пригласить всех пользователей и высшее руководство для уточнения задач, ожидаемого результата и определения сроков проекта.

2. Обеспечить участие руководителей в ключевых оргсобраниях, необходимых в ходе проекта.

3. Информировать высшее руководство об этапах выполнения проекта и возникающих проблемах.

4. Привлекать руководящий состав к решению сложных/конфликтных вопросов, которые невозможно урегулировать на уровне рабочей группы проекта, например, это касается принципиальных изменений в бизнес-процессах.

Четкое понимание, что хотим от системы

Выбор процессов для автоматизации следует начинать с определения целей перехода на новую систему: какие текущие проблемы необходимо решить, каких результатов хочется достичь за счет использования системы. Понимание цели проекта поможет и руководству, и рядовым пользователям осознать, для чего внедряется система, и можно ли считать внедрение завершенным.

Бывают ситуации, когда система куплена, но что с ней делать, с какой стороны подойти к внедрению, ответственный не знает. Самое правильное решение в этом случае – организовать совещание рабочей группы, где будут определены цели, задачи внедрения и процессы, которые подлежат автоматизации, расставлены приоритеты и сроки.

Следующий шаг – определить, в какой последовательности и в какие сроки процессы будут запускаться в эксплуатацию. Рекомендуется выстроить работы поэтапно, разбив проект на блоки с четкими результатами. Это позволит гибко управлять сроками внедрения и ресурсами, снизит одновременную нагрузку на сотрудников (ответственных за поддержку), а специалисты, задействованные в нескольких процессах, могут осваивать систему постепенно. Например, при внедрении DirectumRX на первом этапе можно внедрить модуль «Делопроизводство», а на втором – модуль «Проекты».

Одновременный старт может иметь право на жизнь, если в системе будут работать немного пользователей, либо если они будут участвовать в разных процессах. Важным условием выбора этого варианта является наличие достаточного количества специалистов для поддержки пользователей.

Обязательные этапы качественного внедрения DirectumRX

Из всех этапов, видов работ, процедур я бы выделила ключевые, без которых тяжело внедрить DirectumRX:

1. Обучение администратора и ответственного за консультации по курсам обучения в УЦ компании .

Если нет возможности пройти обучение по курсам, рекомендуется изучить систему с помощью видеороликов и справки к системе.

2. Обучение пользователей основам работы в системе.

Может быть проведено сотрудниками компании DIRECTUM, а также прошедшими ранее курсы администратором или ответственным за консультации. Лучше сделать это сразу после завершения настройки системы. Подойдет формат вебинара, очного семинара или обучения в небольших группах по инструкциям, разработанным для каждой роли и этапа бизнес-процесса. За основу инструкции можно взять описания бизнес-процессов из справки к системе.

3. Опытная эксплуатация и мониторинг работы пользователей.

В ходе опытной эксплуатации рекомендуется регулярно отслеживать активность пользователей в системе: сколько задач и документов создано, кто работает/не работает в системе, правильно ли заполняются реквизиты документов, используются ли все доступные возможности и т.д. На основании анализа следует проводить корректирующие мероприятия. В течение первой недели после запуска конкретного процесса в эксплуатацию мониторинг лучше производить почаще, например, раз в два дня. В дальнейшем будет достаточно одного раза в 1-2 недели.

Резюмируя, хочу отметить, что внедрить СЭД DirectumRX своими силами реально. Главное – иметь желание со стороны руководства, сформировать квалифицированную и инициативную рабочую группу, «прокачать» ответственных за консультации и администратора возможностям системы. Остальное, как говорится, дело техники.

17
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
2
Тимур Шайхутдинов

Есть еще небольшой совет из практики:

В начале опытной или промышленной эксплуатации необходимо "вынуждать" пользователей работать в СЭД. Для этого необязательно контролировать каждого сотрудника с помощью отчетов или мониторинга. Нужно выявить "ключевые точки" в процессах и контролировать уже их. Обязательно фиксируем их в приказе о начале эксплуатации СЭД (этот документ важен для внедрения). Например, добавляем в него пункты:

1. Отделу делопроизводства проводить регистрацию входящей, исходящей, внутренней и организационно-распорядительной документации только в СЭД. Ответственный: рук. ОДО

2. Договорному отделу (или ЮО) запрещается согласовывать документы вне СЭД.Ответственный: рук. ДО

3. Документы на рассмотрение и подписание должны комплектоваться листом согласования сформированном из СЭД. Ответственный: адм. директор (помощник директора)

4. Отделу информационных технологий с дата закрыть доступ пользователей для сохранения электронных документов в виде файлов на серверах.Ответственный: рук. ИТ

5. и т.п.

 

Таким образом быстро будут выявлены "саботажники". Деваться некуда, добро пожаловать в СЭД!

Особо активным и скандальным противникам автоматизации можно предложить сходить на прием к директору и оспорить его приказ.

Андрей Гордиенко

Согласен, что при соблюдении данных рекомендаций самостоятельное внедрение DirectumRX имеет высокие шансы на получение нужного результата.

Однако об успешности внедрения системы стоит задумываться еще на этапе ее выбора, т.к. именно тогда необходимо реально оценить свои собственные силы. Зачастую заказчики достаточно самоуверенно подходят к выбору самостоятельного варианта внедрения, не подозревая, что есть множество подводных камней, о которых им не известно. Этими подводными камнями могут стать, например:

  • отсутствие опыта у заказчика решать организационные вопросы в процессе внедрения,
  • неготовность подразделений принять продукт внедрения,
  • конфликты интересов между подразделениями, низкая мотивация персонала на работу в системе,
  • банальная нехватка времени  у ответственного за внедрение на координацию работ и т.д.


Собственно, когда начинают всплывать эти подводные камни на этапе внедрения, заказчик не готов что-то менять, т.к. потрачены силы, деньги, время. И это приводит к тому, что система оказывается на полке для "ненужных вещей". Поэтому, прежде чем определиться с вариантом внедрения, рекомендую хорошо взвесить все «за» и «против».

Предлагаю промоделировать критерии, которые могут повлиять на выбор варианта внедрения:

Во-первых, это количество пользователей. Если их <100, то самостоятельно внедрить есть шансы. Но если количество пользователей больше, то тут могут возникнуть сложности с организацией взаимодействия и выстраивания правильной системы коммуникаций.

Во-вторых, это количество бизнес-процессов, которое планируется автоматизировать. 2-3 бизнес-процесса, которые ложатся на стандартную версию, самостоятельно автоматизировать можно. Допускаю, что эту цифру можно довести и до 5, но вот больше уже будет сложно. Тем более если их автоматизация потребует доработки стандартной версии системы.

Ну и в-третьих, это готовность заказчика полноценно уделять время процессу внедрения. Если самостоятельно внедряете продукт, то нужно быть готовым уделять проекту до 80% рабочего времени. Если такой возможности нет, то о самостоятельном внедрении даже не стоит задумываться.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий