Далеко не в каждой компании, руководство может увидеть пользу в проведении аудита, когда вроде и так все хорошо. Ведь исторически так сложилось, что аудит часто просят провести, когда понимают, осознанно или интуитивно, что есть проблема, но не знают где именно или в чем именно причина. В последнее время некоторые компании просят провести аудит в качестве профилактической меры или для подготовки к проверкам, но это больше относится к бухгалтерской или налоговой части.
В ИТ области, аудит пока не моден, и в большинстве случаев у заказчика нет понимания его пользы. Ведь очень мало компаний, у которых в ИТ нет проблем, и на общем фоне наличие проблем выглядит вполне нормальной ситуацией.
Рассмотрим вполне реальную ситуацию. Одна известная компания, назовем ее №1, своими силами внедрила систему электронного документооборота. Худо или бедно автоматизировала множество своих бизнес процессов. Естественно, что при автоматизации специалисты компании пользовались только своим опытом и своими знаниями (максимум друзей, которых, как правило, ограниченное число). Иногда обращались за мелкими консультациями в консалтинговые фирмы. Есть ли у этой компании проблемы в автоматизации процессов? Скорее всего, есть. Ведь, как написано выше, это вполне нормальная ситуация. А раз это нормально, аудит, в общем-то, и не нужен. Все равно, что полностью здоровый человек пойдет к доктору. Все, что он узнает от доктора, это то, что он здоров. Но это он и без доктора знал. На практике же полностью здоровых людей не существует и всегда можно найти, что у пациента «не так». Теперь вопрос перетекает в иную плоскость. Хочет ли пациент узнать, что у него «не так» и исправить это? В ИТ области реальная ситуация выглядит примерно так же, но с небольшим исключением. Компании не знают, что их «нормальная» ситуация вовсе ненормальная. Почему ситуация может быть ненормальной? Постараюсь объяснить.
Представьте, что есть некая компания №2, которая уже более 2-х десятков лет занимается изучением потребностей других компаний, применяет различные решения для автоматизации процессов, исследует эффекты от применения решений, собирает данные по применению решений другими компаниями, анализирует, обобщает, структурирует информацию и готова в нужный момент применить ее. Другими словами, эта компания является библиотекой всех или большинства имеющихся опытов по автоматизации бизнес процессов, обладает данными по эффекту каждого из них и, естественно, может выбрать лучшие и худшие. И при рассмотрении какого-либо процесса с высокой долей вероятности сможет заранее определить, какой метод или решение для этого процесса будет лучше. Можно ли сравнить опыт такой компании с опытом сотрудников компании №1? Можно, но вероятность равенства крайне низка. Очевидно, что компания №2 может поделиться полезной информацией с компанией №1. Но простая передача всей имеющейся информации ни к чему не приведет, т.к. выбрать нужную и правильную для компании №1 будет невероятно сложно. Намного эффективнее, если 2-ая компания поделится лишь той информацией с 1-ой, которая и будет полезной. А для этого, вторая компания должна изучить ситуацию в компании №1 и выбрать из имеющейся библиотеки знаний нужные решения.
Итого, может все-таки обратиться к опытному "врачу" (компании №2)? Значительно выгоднее предотвартить болезнь, чем ее лечить. А для того чтобы дать правильное заключение, конечно, нужен "медосмотр", т.е. аудит. Предметом изучения при методическом аудите является не результаты деятельности (как при бухгалтерском аудите), а процессы и способы применения в них тех или иных средств. Изучаются бизнес процессы заказчика, в которых в данный момент используется система автоматизации документооборота. Изучаются потребности и проблематики процессов. Изучается текущая реализация автоматизации процессов, причины именно такой реализации. Проводится экспертная оценка текущей реализации и, при необходимости, стоимостно-функциональный анализ. На основе экспертных оценок и анализа вырабатываются рекомендации по оптимальному использованию средств автоматизации в изученных процессах. Рекомендации формулируются в итоговом документе, который передается заказчику.
Следует отметить, что документ не содержит полное описание технической реализации сформулированных рекомендаций, т.к. это задача проектирования.
Это в теории. На практике, компания DIRECTUM уже готова предоставить услугу "Методический Аудит". И по нашему опыту, даже при изучении небольшой доли документооборота, в результате аудита может получиться документ на 30 страниц весомых рекомендаций, позволяющий предотвратить "обострение болезни" или переход в "хроническе заболевание".
Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу проведения работ по аудиту систем, не только, DIRECTUM, а вообще. В статье правильно написано, что необходимо сначала пройти "медосмотр "и обратиться к опытному "врачу". Но далеко не все клиенты понимают, что нужен тот самый "медосмотр"/аудит, да и дорого он стоит. А ведь результат по итогам аудита это всего-навсего документ с рекомендациями, которые могут быть приняты во внимание и реализованы, а могут быть не приняты, а деньги уже заплачены. Поэтому считаю, чтобы заказчик остался доволен "медосмотром" необходимо грамотно писать документ с рекомендациями, не только с технической точки зрения, но учитывать также стиль изложения текста (понятным для заказчика языком), структуру документа, оформление и неважно сколько в нем страниц. Разработка методологического документа очень трудоемка, но порой не оценивается как результат проекта, несмотря на то, что содержит в себе действительно важную и полезную информацию, которая предотвратит "болезнь"...
В статье описан интересный пример аудита для "тонущего корабля", когда компания уже внедрила систему, но результатов от внедрения руководство не получилось. И что в итоге? Руководство потратила запланированный бюджет на систему, а система не работает, что приводит к увеличению затрат на работы, которые изначально не планировались. Не лучше ли изначально заложить бюджет на аудит. Не многие компании понимают, что при внедрении систем электронного документооборота, она не наведет в компании порядок, если в ней изначально происходит "бордак". Для этого необходимо еще до внедрения понимать исполнителю, на каком уровне сейчас находится компания по автоматизации, какие задачки она хочет решить благодаря внедрению документооборота и сам персонал готов ли к внедрению системы. Поэтому методический аудит хорошо проводить и до внедрения системы, чтобы самому руководству показать есть ли "болезни" в компании или нет. Тут, наверное, интересно посмотреть статистику затрат, например, для компаний, которые провели аудит до внедрения, и после внедрения. Жалко, что таких данных еще нет. Но существенную разницу вижу в одном, что проведение аудита до начало внедрения системы поможет понять компании узкие места и возможно повлечет за собой распланированный график внедрения для охвата всех узких мест. Одним из примеров хочу привести, это внедрение систем ЭДО в компанию, в которой не оказалось регламентов по работе с документами. Итогом являлось то, что специалисты по внедрению построили бизнес-процессы и провели внедрение. Но из-за того, что в компании не было внутренних регламентов, персонал компании не понимал, как теперь работать. И результатом для руководства являлось то, что у них есть инструмент, но нет регламентов, как они будут работать с этим инструментом у себя. Возможно, если руководство провела у себя аудит, данная проблема была бы обнаружена раньше и менее повлияла на проект в целом и на затраты в будущем.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий