Как приручить МКДО

18 2

Пролог

Впервые столкнувшись с обширной областью МКДО пару лет назад, я был сильно взволнован. В первое время МКДО казался мне неприрученным драконом, тайной тропой в страшном лесу, мутным озером, которое кишит злобными тварями с не менее страшными именами. Это было, честно говоря, довольно пугающе.

Но теперь, используя выделенные для себя простые правила работы с областью, отчётливо понимаю, что всё было не так уж страшно. Даже более того, сейчас мне кажется удивительным, что некоторые мои коллеги боятся или не хотят работать с МКДО, так как считают его слишком сложным. Поэтому сейчас я тут для того, чтобы развеять это мнение и показать, что намного выгоднее и приятней дружить с МКДО, а не бояться его. Об этом и будет моя статья - как приручить МКДО.

Первые впечатления

Впервые столкнувшись с вопросом по этой области и попытавшись настроить всё на тестовой среде – я был разгромлен. Ничего не получалось, документы решительно отказывались отправляться, а синхронизация контрагентов махала мне платком далеко на горизонте, даже не собираясь работать. А причина была проста – слишком понадеявшись на свою смекалку, я не сделал важные шаги, что и привело к такому результату.

Именно тогда я ощутил себя обычным администратором, который пытается настроить сложную систему, с которой был знаком лишь понаслышке. Оставалось только самое страшное – начать читать инструкции. Вздохнув и налив кружку кофе, я открыл справку и тем самым протянул руку навстречу новому миру – миру МКДО.


Боевой опыт

Рассказывать все этапы настройки я не вижу смысла, но вот сказать о некоторых важных моментах жизненно необходимо. Без них можно остаться словно без седла на драконе – в любой момент можно упасть далеко на землю, а схватиться будет не за что. Чтобы такого не случилось, я подготовил для себя список самых важных моментов. И сейчас настало время поделиться им с вами.

1. Если что-то не завелось после установки - читай инструкцию.

Обычно перед началом работы с документами системы обмена предстоит настройка системы DIRECTUM и окружения. И если после настройки вы замечаете, что ничего не работает - это не беда.

Для начала нужно проверить – а работает ли служба DIRECTUM Interchange System Integration? За мою практику были ситуации, когда банально не запустили службу после установки. Порой, я и сам себя на этом ловил, забыв проверить статус службы. Это всё написано в инструкции, об этом просто не надо забывать.

2. Будь внимательнее к логам.

Логи – это целая история, книга жизни для любых служб и систем. Что бы ни случилось – мы практически всегда можем найти там информацию о том, что происходит и, возможно, даже как это сразу исправить.

Смело открывайте пользовательские события и ищите, не было ли чего внушающего опасение. Нет? Отлично! А загружено ли что-нибудь? Для этого идем в логи службы и наблюдаем там информацию по запуску службы и попытках обмена. Там мы и найдём всё, что надо исправить в первую очередь. Обычно исправление отображаемых ошибок решает почти все возникающие вопросы и проблемы.

3. Регистрируй сертификаты.

Если мы работаем с системами обмена документами, то первым делом нужно позаботиться, чтобы у нас были актуальные сертификаты, закрытые ключи и всё-всё в таком духе. Информацию по тому, что нужно, можно найти, опять же в справке.

Отдельно замечу, что с версии 5.7 обязательно работать с сертификатами на сервере, где установлена служба DISI. До 5.7 – очень желательно, лично рекомендую вам работать именно так. А вот как защитить закрытые ключи на сервере – я уже писал ранее в статье За семью замками - настраиваем максимальную безопасность для использования МКДО в организации.

4. Проблемы с подписанием понятны и решаемы.

МКДО – это модуль системы DIRECTUM, очень чувствительный к сертификатам и их актуальности. Чуть что – сразу начнутся ошибки. И, в основном, они легко решаемы. Большая часть ошибок интуитивно понятны:

  • «Нет прав на подписание документа» – выдать права на подписание этого вида документа.
  • «Версия документа не действующая или последняя версия не подписана» – сделать версию действующей (обычно в рамках типового маршрута по согласованию) и подписать последнюю версию.
  • «Не заполнено поле "Подписант". Заполните поле, если необходимо подписать документ утверждающей подписью.» – заполнить в карточке документа подписанта и подписать документ.

Первым делом необходимо попробовать решить то, о чём сообщает ошибка. А уж если не поможет – копать вглубь, выясняя принципы работы системы в этом месте и исследуя тайны появления ошибки. Кто знает, может вы откроете для себя нечто новое, может даже целый скрытый мир.

5. Будь аккуратен с видами документов.

Если говорить о МКДО более высокого уровня, то документы бывают двух основных видов – формализованные и неформализованные. Работа с ними сильно разнится, поэтому первым делом нужно понять, с чем вы работаете. Например, карточка неформализованного документа никогда автоматически не преобразуется службой. Конечно, если вы сами её не доработаете. Об этом нужно помнить и всегда использовать подходящий вариант работы с документами.

С другой стороны, некоторые ошибки могут не зависеть от вида документа и проявляться везде. Но даже у них есть похожее проявление, а значит главного злодея, стоящего за ними, найти и обезвредить труда не составит. Мы же помним про логи?

6. Никогда, ни в коем случае не удаляй сообщения!

Сообщения систем обмена – это особые записи в особом справочнике, которые ни в коем случае удалять не надо. Объяснить «почему?» довольно просто – такие записи содержат в себе всю информацию по документам, которые пришли или которые ушли в систему обмена нашим контрагентам, а также служебные документы, титулы и ещё много-много чего. К тому же, эти записи являются главным способом общения и поиска документов на самом сервисе обмена. Без них ни служба DISI, ни сам DIRECTUM не будут знать, что этот документ пришёл из системы обмена или отправлялся в неё.

Но, допустим, вы полностью уверены, что по этому документу работа завершена? Может в таком случае можно удалить сообщение систем обмена? Ответ – конечно же нет, не зря этот пункт называется именно так. Причина в том, что даже когда по документу завершены работы – на самом деле он «живёт» дальше. К нему могут приходить запросы аннулирования и служебные документы, он включается в выгрузку документов для налоговой службы и так далее. При отсутствии же записи справочника – найти службе этот документ уже не удастся.

Также замечу, что вы сами можете заставить службу перезагрузить все документы и, если вдруг в выборку попадёт документ с отсутствующим сообщением, будет очень неприятно. В новых версиях системы ущерб мы свели к минимуму, а вот в старых версиях это может приводить даже к зависанию службы. Поэтому с этим пунктом нужно быть очень внимательным.

Вместо эпилога

Главное помнить – не надо страшиться нового. Пройдёт совсем немного времени, и сфера МКДО будет для вас родна и близка. Вместе с ней вы будете достигать новых высот в скорости обработки документов и делать нереально крутые вещи.

А то, что я рассказал выше – лишь крупица, пара простых правил, с которыми приручение МКДО станет намного проще. На самом деле мир МКДО намного сложнее, больше и удивительнее, чем можно подумать. Настоящие приключения и интересные решения скрыты в деталях. Но рассказ о каждой из этих деталей – это целая история, требующая своего подхода и, даже, своей статьи.

Расскажите в комментариях, понравилась ли вам эта статья, и о чём именно Вы хотели бы услышать в следующий раз? Также можете написать, как именно Вы впервые познакомились с МКДО, с какими трудностями столкнулись и как их решили.


 

Анна Долганова

Насчет того, что проблемы с подписанием решаемы - может есть какие то типовые ситуации? Можешь рассказать поподробнее? Особенно про подписантов!

Максим, спасибо за статью.

Действительно, у МКДО есть своя специфика, это не простой мессенджер, который установил и все работает. Но такая специфика есть во многих прикладных бизнес-решениях. 

Главное - не надо бояться читать справку.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий