Целью проведения любого тендера является определение контрагента-победителя, предложившего наилучшие условия. Победитель должен быть определен в честной конкурентной борьбе при соблюдении условия прозрачности выбора внутри компании. Для обеспечения и автоматизации этого процесса разработано Бизнес-решение «DIRECTUM: Управление тендерами».
В процессе тендерной работы можно выделить следующие основные этапы:
В данной статье я предлагаю более детально рассмотреть Этап № 3 – «Этап оценки оферт и выбора победителя».
Когда говорится о проведении тендера, то воображение сразу рисует «простейшую» ситуацию проведения тендера с целью определения поставщика товаров/услуг способного предложить их за наименьшую цену. И что же здесь можно анализировать, упрощать и автоматизировать? Но уже при ближайшем рассмотрении выявляется, что тендеры бывают открытые и закрытые, критерии по которым проводится оценка – разнообразны (не ограничиваются только ценой) и не всегда находят числовой эквивалент, позволяющий сделать однозначный выбор наилучшего значения. Кроме того каждый критерий имеет свой вес, который может изменяться в зависимости от условий тендера и при этом перечень этих критериев также может претерпевать существенные изменения. А если копнуть еще чуть поглубже, то выясняется, что тендеры проводятся не только с целью выбора поставщика, но и для выбора покупателя, причем оба эти процесса могут происходить на одном предприятии, и лотов, включенных в тендер, может быть не один, два, а несколько сотен или тысяч. Учитывая все вышеперечисленное, задача определения победителя перестает быть тривиальной и требует большой гибкости от системы, которая «старается помочь» исполнителю автоматизировать этот процесс. Но обо всем по порядку.
Как уже было сказано ранее критерии, по которым будет проводиться оценка оферт, определяются и согласуются на самом первом этапе. Для хранения перечня критериев используется справочник Критерии оценки оферт.
Критерии предквалификации, определяющие допуск контрагентов на стадию оценки и выбора победителя можно отмечать как формальные. Критерии оценки, с помощью которых непосредственно определяется победитель, могут быть очень разнообразными, например, в качестве критериев могут выступать стоимость всего тендера, попозиционная стоимость лотов или приведенная стоимость. Кроме того здесь же могут содержаться и «не числовые» критерии, такие как условия поставки, отсрочка платежа, срок фиксации цены и т.п. В итоге формируется перечень критериев, которые фиксируются и утверждаются на начальной стадии проведения тендера.
После того как состоялась рассылка (опубликование) предложения делать оферты контрагенты, желающие принять участие в тендере присылают документы, на основании которых будет проводиться оценка оферт. Каждая оферта регистрируется и оценивается, для чего используется справочник Оценки оферт.
Если при оценке формальных критериев бывает достаточно проверить контрагента на их соответствие и вынести решение о допуске к/а, непосредственно к участию в тендере («Допущен / Не допущен / Допущен с оговорками»), то при выборе победителя тендера такой градации оценок по критериям не достаточно. Для сравнения разноплановых критериев можно использовать систему весов и приведенных оценок. В этом случае перед началом тендера определяется вес каждого критерия, этот вес можно оценить, выставляя приоритеты значимости. Далее используя систему оценок, например десятибалльную, сравнить предложения контрагентов и выставить оценки для каждого контрагента приславшего оферту. Победитель тендера определяется как контрагент приславший оферту, набравшую наивысшую итоговую оценку. Данное решение покрывает очень большой процент ситуаций, которые возникают при проведении тендеров на предприятиях. Приведу несколько наиболее часто встречавшихся:
Из вышесказанного можно судить о достаточной гибкости рассматриваемого решения. Недостаток, который здесь может быть обнаружен и с которым приходится сталкиваться на проектах – это отсутствие автоматизации самого процесса расчета оценок. Но он может быть устранен за счет выгрузки данных из DIRECTUMв сводные отчеты (например, в Excel) с заранее настроенными формулами расчетов оценок, принятых на предприятии. Ну а далее можно использовать описанный выше механизм.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий