Directum RX. Настраиваем пример бизнес-процесса при помощи no-code

11 1

Понятие no-code (zero-code) дает возможность самостоятельной настройки бизнес-процессов пользователю системы Directum RX. Сотрудник не должен обладать навыками программирования, но точно должен понимать, что он хочет получить, и как это реализовать, внося изменения в тот  или иной бизнес-процесс. Таким образом, изучать настойку бизнес-процессов все-таки нужно. Обучаться проще на конкретном примере, поэтому рассмотрим стандартный бизнес-процесс "Задача на рассмотрение документа".

Схема процесса "Задача на рассмотрение документа" по умолчанию предполагает, что все документы, направляемые адресату, рассматривает либо сам руководитель (создает поручения, выносит резолюции), либо это делает помощник руководителя, тогда сам руководитель утверждает проекты резолюций и поручений помощника (при этом нужна настройка в разделе "Компания" - "Ассистенты руководителей"). 

В версии 4.7 стандартная схема задачи на рассмотрение документа выглядит следующим образом: 


развернуть

Такой вариант может не подходить к порядку рассмотрения документа, принятому в конкретной организации. Разберем случай, когда процесс рассмотрения выглядит следующим образом: регистрация входящего документа -> создание проекта резолюции (поручения) помощником или регистратором -> утверждение (изменение) созданной резолюции руководителем подразделения, которое отвечает за документооборот -> утверждение руководителем организации и отправка поручений в работу . 

Реализуем такую схему. Для начала сделаем копию стандартного процесса в разделе "Администрирование" - "Варианты процессов". Вы всегда сможете вернуться к стандартному варианту, удалив неправильно созданный вариант процесса или изменив состояние записи. Далее в карточке записи варианта процесса добавим критерий "Задача" - "Адресат":

При указании критерия  "Задача - Адресат" выбирается конкретный сотрудник, так как критерий "Адресат" предполагает конкретного человека, поэтому в значении не указывается роль в данном случае. Если не привязываться к конкретному сотруднику, чтобы не требовалось в будущем изменений варианта процесса при смене сотрудника, то можно поменять критерий на более общий - вычисляемый. Например: "Задача - Адресат - Должность".  В таком случае  вариант критерия может быть таким: 


 

Можно указать вариант критерия, в котором будет использоваться роль. Тут главное понимать, что именно для нашего варианта процесса надо найти и сверить в критерии. В зависимости от исходных бизнес-требований выстраивайте цепочку критериев для условия сравнения. 

Далее меняем схему процесса в редакторе добавляя нужные блоки и условия. В результате в первом приближении схему процесса приводим к виду: 

развернуть

Добавлены несколько блоков и для них заданы свойства. Например, для  блока "Доработка проекта резолюции руководителем АР" настройки идентичны блоку "Подготовка проекта резолюции секретарем" с небольшими изменениями. В качестве исполнителя указана роль с одним участником, изменен заголовок и тема с условиями:


 

Лишние блоки удаляем со схемы, а связи между блоками перестраиваем. 

Чтобы протестировать такую схему, нужно сделать состояние записи "Действующая" и установить приоритет, больший, чем у записей по умолчанию.

Тестирование показывает работоспособность нового варианта. Усложним немного схему. Добавим условие, что проекты резолюций по входящим документам создает регистратор документа, и далее процесс рассмотрения идет как на приведенной выше схеме. 

Для этого создадим роль "Регистратор входящей корреспонденции" и добавляем на схему процесса условие по виду документа: 


 

Логическое выражение для условия "Входящее письмо?" выглядит следующим образом: 


 

Вариантов для выстраивания цепочек критериев в системе достаточно много, главное понимать логику работы.

Настраиваем связи между блоками и проверяем на входящем документе вариант работы процесса. При такой схеме при попытке отправки проекта поручения на рассмотрение регистратором получим ошибку: 

Ох, мы что-то забыли?!

Переходим в раздел "Ассистенты руководителей" и добавляем запись для сотрудника, который включен в роль "Регистратор входящей корреспонденции", устанавливаем чек-бокс "Отправляет поручения от имени руководителя". После этого в карточке поручения можно будет выбрать руководителя организации, от имени которого готовится поручение. И все - ошибка исчезнет. Схема процесса работает как изначально и предполагалось. 

Созданный вариант бизнес-процесса необходимо полностью отладить, добавив те блоки и связи, которые необходимы для обработки всех возможных действий сотрудника при создании проекта резолюции поручения.  

Убрать (скрыть) действия для регистратора или секретаря "Переадресовать рассмотрение" или "Вернуть инициатору", т.е. удалить действия, которые сотрудники не могут выполнять в силу своих полномочий(обязанностей), в текущей версии Directum RX нельзя, но возможно это будет реализовано в следующих версиях. 

Таким образом, при помощи No-code-настройки мы получили версию процесса, которая соответствует конкретным требованиям рабочих процессах документооборота.

 

Павел Березин

При указании критерия  "Задача - Адресат" выбирается конкретный сотрудник, так как критерий "Адресат" предполагает конкретного человека, поэтому в значении не указывается роль в данном случае. Если не привязываться к конкретному сотруднику, чтобы не требовалось в будущем изменений варианта процесса при смене сотрудника, то можно поменять критерий на более общий - вычисляемый. Например: "Задача - Адресат - Должность".

Вопрос: а критерий "Задача - Подразделение - Функция (Роль или Группа, соотнесённая с данным Подразделением) среди готовых критериев имеется? Или с нуля кодить надо?

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий