Основы no-code: мой первый бизнес-процесс с нуля

10 0

Продолжаем серию статей по основам no-code-разработки.

Компания Directum активно переводит свои внутренние процессы с обычной разработки на no-code. Аналитики изучают инструмент и моделируют процессы самостоятельно. Разберем ту самую первую настройку, чтобы исключить ошибки.

Возьмем реальный кейс оформления заявки на нового сотрудника. Для понятности разобьем настройку по шагам. В конце посмотрим, как задача будет работать у конечного пользователя.

Шаг №0. Проектирование процесса

Использование no-code не исключает этап проектирования. Но проектировать и моделировать процесс будет не разработчик, а аналитик или продвинутый бизнес-пользователь. Перед началом подумайте, как процесс должен работать, какие действия должны быть выполнены, в чем суть результата. Соберите необходимую информацию: участники, последовательность этапов, основные требования и ограничения.

Описание кейса нашего примера:

  1. Руководитель отдела анализирует необходимость увеличения штата и запускает задачу на подбор новых сотрудников. В тексте описывает требования к кандидату на каждую вакансию.
  2. Куратор согласует заявку.
  3. Исполнительный директор утверждает заявку в случае выхода за рамки бюджета.

Если исполнитель в п.2. и п.3. один человек, исключаем дублирование.

  1. Ответственный HR-менеджер создает новую заявку-вакансию и согласует с инициатором сроки старта работ.
  2. Руководитель отдела получает уведомление с вложенной вакансией.

Перейдем к настройке спроектированного и разложенного по полочкам процесса.

Шаг №1. Создание варианта процесса

Для создания варианта процесса переходим в модуль Администрирование, справочник Варианты процессов. По кнопке Создать станет доступна карточка варианта процесса c обязательными для заполнения полями.

Шаг №2. Сборка схемы из блоков

В карточке Вариант процесса переходим на вкладку Схема. Используя библиотеку блоков собираем модель задачи на выделенном пространстве. В нашем кейсе использовались базовые блоки заданий, уведомлений и условий.

Переносим блоки задания, уведомления и условия из левой части в область настройки. В нашем примере использовалось:

  • четыре блока «Задание» для действий с заявкой:
    • согласование куратором;
    • утверждение исполнительным директором;
    • доработка;
    • создание карточки в системе.
  • один блок уведомления по результатам согласования.
  • три блока с условиями для проверки:
    • на дублирование сотрудника;
    • на соответствие заявки бюджетам.

Шаг №3. Настройка блоков и результатов выполнения

Для каждого добавленного задания, уведомления и условия настроим исполнителя, инструкции, результаты и сроки выполнения. Разберем детально.

Настройка блока «Создание вакансии в системе»

Заполним необходимые параметры:

  1. Тип: Задание. Если требуется дополнительная автоматизация в блоках, разработчик создает отдельные типы заданий, которые потом аналитик сможет выбрать из списка.
  2. Заголовок: Задание на создание вакансии. Задаем имя блоку на схеме, чтобы визуализировать и отличать его.
  3. Исполнители: Ответственный за рекрутинг и адаптацию. Это специально созданная роль с одним сотрудником – ответственным HR. В случае изменений достаточно будет скорректировать ее состав, не обращаясь к схеме.
  4. Тема: Создайте вакансию: $dep. Тема содержит параметр. Благодаря ему отображается разное название отдела. Для его определения заполним выражение: Задача -> Подразделение -> Наименование.
  5. Инструкция: Создайте новую или скорректируйте существующую вакансию по ссылке $VacancyHyperlink. Инструкция содержит параметр. Для его отображения укажем функцию, созданную в среде разработки Гиперссылка на справочник “Вакансии”. Ее использование дает возможность из задания открыть нужный справочник.
  6. Срок выполнения: дни: 1. Сотруднику придет задание со сроком выполнения 1 рабочий день. При необходимости можно дополнительно указать часы и минуты, если этого требует процесс.

Наименование параметров указываются такими, чтобы можно было идентифицировать. Например, «$LastName» говорит об отображении фамилии человека в теме или инструкции. Остальные блоки заданий настраиваются аналогично с учетом требований и нюансов.

Настройка условий

Для понимания, разберем блок условия и заполним следующие параметры для исключения дублирования заданий:

  1. Заголовок: Куратор = ИД?. Используется для идентификации проверки на схеме.
  2. Логическое выражение:

Если Задача -> Подразделение -> Куратор Равно Истомин Константин Юрьевич

И Задача -> Забюджетировано Не равно Истина

Выражение проверяет, кто куратор и забюджетирована ли заявка. Если условие выполняется, согласование с куратором не происходит. Заявка сразу отправляется на утверждение исполнительному директору.

Аналогично настраиваются остальные блоки условий на схеме.

Настройка блока «Уведомление руководителю отдела»

Настройка параметров в уведомлении аналогична блоку задания. Укажем следующее:

  1. Тип: Уведомление.
  2. Заголовок: Уведомление инициатору о согласовании. Задаем имя блоку на схеме, чтобы визуализировать и отличать его.
  3. Исполнители (выражение): Задача -> От. Доступ к инициации задачи есть только у руководителя отдела. Именно от его имени запускается процесс.
  4. Тема: Завершено: $taskname. Используем параметр, который добавляет в тему уведомления наименование задачи. Укажем выражение для получения значения: Задача -> Тема.

Настройка результатов выполнения блоков

Настроив все блоки схемы, перейдем к результатам выполнения. Каждый вход и выход задания, условия и уведомления должен содержать значение, например, «Согласовать», «Утвердить», «На доработку», «Выполнить». Для этого нажимаем на переход между блоками (стрелка) и указываем нужный результат.

 

Шаг №4. Проверка работоспособности процесса

После настройки схемы переходим на вкладку Свойства и меняем состояние на Действующий. Далее можно проверить работу процесса, чтобы выявить и устранить возможные ошибки.

Запустим задачу. Как показано на изображении, все настройки в нашем кейсе успешно применились и запущенный процесс выполняется в соответствии с его графической моделью - схемой.

Система автоматически назначает пользователям задания, принимает решения в блоках условий, отправляет пользователям уведомления и выполняет другие действия, предусмотренные при моделировании процесса.

* * *

На этом примере видно, что для создания простого процесса и правда не нужно программирование. Изучайте и используйте возможности no-code. Вы сможете быстрее избавить пользователей от рутинных действий и будете готовы к постоянным изменениям. Следите за продолжением серии статей по no-code.

Пока комментариев нет.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий