Основы no-code: от простых ролей до матрицы согласования

10 0

Продолжим серию статей, посвященных настройке системы без разработки кода в Directum RX. Рассмотрим примеры создания вычисляемых ролей.

Каждый пользователь системы может относиться к одной или нескольким ролям, в том числе предопределенным. Роли позволяют группировать сотрудников компании по функциональным обязанностям, чтобы быстро выдавать права на документы пользователям из разных подразделений или указывать их исполнителями заданий.

При настройке бизнес-процессов в качестве участников можно указывать вычисляемые роли, состав которых определяется с помощью выражений. Преимущества вычисляемых ролей:

  • роль можно повторно использовать не только в задачах, вычисляемых выражениях, но и других вычисляемых ролях. Например, роль «Подразделение инициатора задачи» (Задача → От → Подразделение) можно использовать при настройке роли «Руководитель подразделения инициатора» (Задача → Подразделение инициатора задачи → Руководитель). За счет этого можно легко изменить заданное вычисление сразу во всех местах использования;
  • повышается читаемость выражения. Вычисляемая роль позволяет выделить конкретного участника бизнес-процесса, сделать выражения компактнее и проще для восприятия.

Далее покажем на примерах, как можно настроить вычисляемую роль в системе.

Настройка руководителя инициатора задачи

Для начала рассмотрим простой пример вычисляемой роли. Предположим, сотруднику нужно отправить задачу на бронирование автомобиля. Решение о выдаче автомобиля принимает секретарь, который также уведомляет об этом руководителя сотрудника. Компания, в которой работает сотрудник, может иметь сложную структуру подразделений. Чтобы вычислять руководителя сотрудника без привязки к конкретному подразделению, настроим роль Руководитель инициатора задачи.

Шаг 1. Создание новой вычисляемой роли

На обложке модуля «Администрирование» в группе «Настройки бизнес-процессов» выберите пункт Вычисляемые роли. В открывшемся списке нажмите на кнопку https://help.npo-comp.ru/DirectumRX/web/ru-RU/knopka_sozdat.png и в выпадающем списке выберите пункт Вычисляемая роль.

Заполните поля в карточке, как показано ниже:

*Имя вычисляемой роли. Отображается при выборе свойства в вычисляемом выражении. 

Состояние записи в справочнике. Чтобы использовать вычисляемую роль при настройке бизнес-процессов, оставьте значение Действующая

Описание. Краткое описание вычисляемой роли. 

*Тип контекста для роли. Контекст – тип объекта, свойства которого используются при настройке состава роли. В нашем случае вычисляется руководитель инициатора задачи, поэтому укажем контекст Задача.

Шаг 2. Настройка состава роли

В табличной части правила вычислений добавьте состав роли. Для этого нажмите на ячейку «Состав роли» и в появившемся окне добавьте вычисляемое выражение:


Последний элемент выражения должен быть пользователем или группой пользователей, иначе появляется ошибка. В этом случае исправьте ее и повторно сохраните выражение.

Нажмите на кнопку Сохранить. В результате настроенный состав роли отображается в ячейке «Состав роли»:

Шаг 3. Завершение настройки

Сохраните карточку вычисляемой роли. В дальнейшем созданную роль можно указывать исполнителем задания при настройке варианта процесса.

Настройка согласующего договора

Теперь перейдем к более сложному примеру. Предположим, нужно определять разных согласующих договора в зависимости от его вида и суммы:

  • если договор является договором аренды и заключен на сумму меньше 500 тыс. руб., то согласующий – Иванов И.И. Если договор того же вида заключен на сумму больше 500 тыс. руб., то согласующими будут сотрудники, входящие в роль «Бухгалтерия», а также Ивановский Г.А.;
  • если договор является договором поставки, то согласующими будут сотрудники, входящие в роль «Делопроизводители».

Шаг 1. Создание новой вычисляемой роли

В справочнике Вычисляемые роли создайте новую запись, как описано выше. В качестве типа контекста укажите Договор:

Шаг 2. Заполнение таблицы принятия решений

Теперь зададим матрицу согласования, а также критерии, по которым будет определяться согласующий договора. Матрицу согласования настроим с помощью таблицы принятия решений.

Таблица позволяет наглядно представить связь между критериями, правилами и результатами вычислений:

 

Критерий 1

Критерий 2

Критерий X

 

Правило 1

 

 

 

 

Результат 1

Правило 2

 

 

 

 

Результат 2

 

 

 

 

Правило X

 

 

 

 

Результат X

  • критерии соответствуют столбцам и определяют признак, по которому задаются условия;
  • правила вычислений соответствуют строкам и содержат несколько условий для критериев. Условие настраивается в ячейке правила в виде логического выражения;
  • результаты задаются в одном или нескольких столбцах, расположенных справа. Они отвечают за параметры вычислений. Например, для вычисляемой роли результат задается в одном столбце «Состав роли».

Прежде чем заполнять таблицу, рассмотрим, как настроить отдельный критерий.

Добавление критерия

Чтобы добавить критерий, нажмите на кнопку Добавить критерии. В появившемся окне добавьте критерии Вид договора и Сумма. Для каждого критерия настройте вычисляемые выражения, как показано на рисунке:

Нажмите на кнопку Сохранить. Добавленные критерии отображаются в таблице принятия решений в виде столбцов.

Добавление правила вычислений

Чтобы добавить правило вычисления, в табличной части «Правила вычислений» нажмите на кнопку Добавить. В строке с правилом вычисления настройте логические выражения в соответствии с критериями. Для этого в ячейке правила, относящейся к нужному критерию, щелкните левой клавишей мыши. В появившемся окне задайте логическое выражение, как показано на рисунке:

Имя критерия автоматически добавляется в левую часть выражения.


Настройка состава роли

Для созданного правила настройте состав вычисляемой роли. Для этого в столбце «Состав роли» укажите значение или вычисляемое выражение, которое определяет участников роли. Напомним, что последний элемент выражения должен быть пользователем или группой пользователей, иначе появляется ошибка. В этом случае исправьте ее и повторно сохраните выражение.

Пример настройки:


 

Добавление остальных критериев

Аналогично добавьте остальные критерии, правила и состав роли. 

В нашем случае пример заполненной таблицы принятия решений будет выглядеть, как показано на рисунке:


 

Шаг 3. Завершение настройки

Сохраните карточку вычисляемой роли. Таблицу принятия решения можно экспортировать в формат XLSX. Это удобно, например, если ее нужно отправить на согласование.

В дальнейшем роль «Согласующий договора» легко можно будет настроить под новые бизнес-потребности.

* * *

Рекомендуем ознакомиться с полным списком новинок Directum RX 4.8 по развитию no‑code в системе. Следите за новыми выпусками статей по основам no-code.

Пока комментариев нет.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий