Ещё одна сторона социализации в современном понимании в контексте ПО — это геймификация. Геймификация представляет собой методику привнесения игровых элементов в деловой мир. В нашем случае геймифицируется система DIRECTUM, а конкретно — процесс освоения системы новым пользователем. Вообще, геймификации как методике уже довольно много лет, и в мире тема геймификации переживает период, когда пузырь вот-вот лопнет. Идею геймификации предают всяческим сомнениям и критическим обсуждениям. В то же время в США появляются новые компании, оказывающие услуги геймификации для бизнесов (из крупных и известных: Badgeville, BigDoor, Bunchball), и множество примеров (в том числе и среди таких гигантов как SAP и IBM) успешного и интересного внедрения игровых механик в рабочие процессы и инструменты.
Gartner предсказывает, что 80% всех геймификационных проектов к 2014 году провалятся из-за плохого дизайна (то есть, из-за недостаточного понимания сути и поверхностного проектирования). В то же время тот же Gartner на тот же период времени прогнозирует участие 70% всех компаний, входящих в Fortune 500, в геймификации своих процессов — всех или не всех. Очевидно, тема геймификации сама по себе интересна и привлекательна для передовых компаний, несмотря на то, что цена ошибки высока.
Наше лабораторное решение — Открытия DIRECTUM — покрывает небольшую часть функционала системы и предназначено в основном для новых пользователей, которым нужно быстро обучиться работе в системе. Поскольку игра всегда подразумевает не только сам процесс, но и постановку и достижение целей и через это — оценку собственного успеха. Пользователь на практике узнает, как работать с базовыми функциями системы, а попутно сможет оценить, насколько хорошо он это делает, насколько хорошо разбирается, и повлиять на ситуацию (никто не хочет быть награждённым медалью «Ленивец»).
Результат работы отдельно взятого пользователя с лабораторным решением «Открытия DIRECTUM» — это доска достижений. Она делится на три раздела:
Реализация «Открытий DIRECTUM» такова, что вы можете выбрать, какие пользователи будут участвовать в игре. Для участия пользователь системы должен быть зарегистрирован администратором в справочнике участников. При регистрации участника указывается, какие треки будут доступны пользователю. Кроме того, для каждого конкретного пользователя вы можете выбрать действия, за совершение которых будет поощряться, — треки. Это актуально для функционального разделения, например, в контексте подразделений. В трек можно включать какое угодно количество шагов, каждый из шагов представляет собой выполнение определённого числа раз какого-то несложного действия.
Работа с открытиями начинается со страницы «Мои треки» в расширении веб-доступа. Участник выбирает нужный трек и выполняет цели из выбранного трека, за каждую пройденную цель получает баллы, за прохождение всего трека — медаль. А также участник может получить медали-сюрпризы (открытия) за достижение неявной, ранее неизвестной ему цели.
Когда пользователь выполняет все задания по треку, он получает виртуальную медаль. О получении медали за прохождение трека или открытие участник узнает из уведомления, которое приходит пользователю после выполнения сценария, предназначенного для проверки полученных достижений
В текущей реализации Открытия DIRECTUM покрывают следующие задачи:
Очевидно, простор для роста есть огромный. Во-первых, мы осознанно не переступаем черту PBL (points-badges-leaderboard), и во-вторых, критическая масса информации для принятия решения о дальнейшем развитии Открытий ещё не набрана. Тем не менее, мы видим такие сценарии развития:
Особая благодарность Крестине Извековой за гигантский труд по анализу темы геймификации и руководство процессом разработки лабораторного решения.
Как говорится "дайте две"...
Отличное решение! А если добавить к ней возможность администраторам/разработчикам создавать свои собственные "треки" и медали - то это будет просто "бомба" (в хорошем смысле этого слова).
Отличная статья, благодарю за информацию, и за новое решение!
Можно привлекать и продвинутых пользователей, придав соревновательный характер (сложные задания для продвинутых участников) и гибкую систему поощрений, возможно вещественных, Не помещало бы ввести командные треки, выполнения одного трека несколькими участниками совместно.
Все это, конечно, весьма занимательно, если у вас не полный букет медалей типа "Ленивец". В итоге об этом узнали все сотрудники, помимо руководства, и "опозоренный сотрудник" начинает тихонечко ненавидеть систему и всячески саботировать работу в ней, пытаясь всю вину за свои неудачи свалить на DIRECTUM. А потом расскажет своим знакомым, работающим в других организациях, чтобы они ни в коем случае не покупали эту систему, а то она "такая плохая". В результате вместо положительного эффекта, получаем отрицательный и кучу негатива от таких сотрудников.
Я не говорю, что именно так все и будет, но риск такого развития событий есть.
А сотрудник, допустим, и не "Ленивец" совсем, а просто его задачами завалили так, что он их разгребать не успевает.
Я в общем против такого решения, но отдельно поддержу Дмитрия - антидостижения будут вносить моральный дискомфорт в работу пользователя, нередко (а то и часто) по независящим от него причинам.
Отдельный прикол, если какого-нибудь "Ленивца" или "Забывца" система присвоит кому-нибудь из топов организации из 1000-10000 человек. Есть вероятность стремительного перехода на другую систему :)
Ришат, а как бы мне поиграть ? Есть такая возможность?
Обратил внимание на элементы e-learning, отличная мысль. К тому же, элемент e-learning уже реализован в виде Видеоинструкций в хелпе. Если еще и привязать к уровню прохождения ряда уроков + статистика, то уже на крупных проектах можно использовать как обучение удаленных сотрудников с контролем прохождения.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий