Лабораторное решение «Открытия DIRECTUM»

13 8

Ещё одна сторона социализации в современном понимании в контексте ПО — это геймификация. Геймификация представляет собой методику привнесения игровых элементов в деловой мир. В нашем случае геймифицируется система DIRECTUM, а конкретно — процесс освоения системы новым пользователем. Вообще, геймификации как методике уже довольно много лет, и в мире тема геймификации переживает период, когда пузырь вот-вот лопнет. Идею геймификации предают всяческим сомнениям и критическим обсуждениям. В то же время в США появляются новые компании, оказывающие услуги геймификации для бизнесов (из крупных и известных: Badgeville, BigDoor, Bunchball), и множество примеров (в том числе и среди таких гигантов как SAP и IBM) успешного и интересного внедрения игровых механик в рабочие процессы и инструменты.

Gartner предсказывает, что 80% всех геймификационных проектов к 2014 году провалятся из-за плохого дизайна (то есть, из-за недостаточного понимания сути и поверхностного проектирования). В то же время тот же Gartner на тот же период времени прогнозирует участие 70% всех компаний, входящих в Fortune 500, в геймификации своих процессов — всех или не всех. Очевидно, тема геймификации сама по себе интересна и привлекательна для передовых компаний, несмотря на то, что цена ошибки высока.

Наше лабораторное решение — Открытия DIRECTUM — покрывает небольшую часть функционала системы и предназначено в основном для новых пользователей, которым нужно быстро обучиться работе в системе. Поскольку игра всегда подразумевает не только сам процесс, но и постановку и достижение целей и через это — оценку собственного успеха. Пользователь на практике узнает, как работать с базовыми функциями системы, а попутно сможет оценить, насколько хорошо он это делает, насколько хорошо разбирается, и повлиять на ситуацию (никто не хочет быть награждённым медалью «Ленивец»).

Результат работы отдельно взятого пользователя с лабораторным решением «Открытия DIRECTUM» — это доска достижений. Она делится на три раздела:

  • «Мои достижения» — личная полка, на которой выставлены медали пользователя. На ней же располагается обзорная статистика по трекам (неким последовательностям действий, которые нужно выполнить в строгом или нестрогом порядке, чтобы получить медаль), и на ней же пользователь может увидеть негативные достижения, которые даются за достижение «антицелей» (очевидно, что это не цели, а случайные пороговые события, когда пользователь слишком долго чего-то не делает);
  • «Мои треки» — здесь пользователь может детально посмотреть на прогресс по каждому треку и узнать, чего ему не хватает для того, чтобы перейти на следующий этап;
  • «Достижения других участников» — здесь пользователь может сравнить свои достижения с тем, как успешно или неуспешно тех же целей достигают другие участники «игры».

Реализация «Открытий DIRECTUM» такова, что вы можете выбрать, какие пользователи будут участвовать в игре. Для участия пользователь системы должен быть зарегистрирован администратором в справочнике участников. При регистрации участника указывается, какие треки будут доступны пользователю. Кроме того, для каждого конкретного пользователя вы можете выбрать действия, за совершение которых будет поощряться, — треки. Это актуально для функционального разделения, например, в контексте подразделений. В трек можно включать какое угодно количество шагов, каждый из шагов представляет собой выполнение определённого числа раз какого-то несложного действия.

Работа с открытиями начинается со страницы «Мои треки» в расширении веб-доступа. Участник выбирает нужный трек и выполняет цели из выбранного трека, за каждую пройденную цель получает баллы, за прохождение всего трека — медаль. А также участник может получить медали-сюрпризы (открытия) за достижение неявной, ранее неизвестной ему цели.

Когда пользователь выполняет все задания по треку, он получает виртуальную медаль. О получении медали за прохождение трека или открытие участник узнает из уведомления, которое приходит пользователю после выполнения сценария, предназначенного для проверки полученных достижений

На глобальной доске достижений пользователь может увидеть занимаемое им место среди участников всего проекта или только конкретного трека. На доске не учитывается время участия, поскольку этот момент является довольно спорным и может демотивировать пользователя.

В текущей реализации Открытия DIRECTUM покрывают следующие задачи:

  • обучение работе с базовыми объектами системы через выполнение достаточно простых действий, например, создание определенного количества документов и задач, выполнение нескольких заданий, изменение состояния версии документа;
  • вовлечение других участников на базовом уровне.

Очевидно, простор для роста есть огромный. Во-первых, мы осознанно не переступаем черту PBL (points-badges-leaderboard), и во-вторых, критическая масса информации для принятия решения о дальнейшем развитии Открытий ещё не набрана. Тем не менее, мы видим такие сценарии развития:

  • развитие обучения работы с системой через:
    • усложнение действий пользователя в системе. От простых действий перейти к более сложным. Например, создать документ с версиями разных форматов, настроить правило для заданий;
    • подсказки в уведомлениях, какие действия может выполнить пользователь дальше и как;
  • развитие внутренней мотивации через явное вручение медалей и наград сотруднику от какого-либо отдела. Если рассматривать деятельность группы документирования, то можно выдавать медали лучшему рецензенту текста;
  • освоение новых возможностей системы за определённый промежуток времени, например, добавляем новый трек для изучения работы с новой возможностью с ограничением в неделю, кто успел пройти все цели из трека за этот срок, получает медаль;
  • развитие вовлечения пользователей через просмотр достижений других участников, рассылки уведомлением о своих достижениях другим участникам, публикации своих достижений в социальных сетях.

Особая благодарность Крестине Извековой за гигантский труд по анализу темы геймификации и руководство процессом разработки лабораторного решения.

Отредактировал Ришат Мухаметшин, 01.03.2013 в 11:11
Отредактировал Елена Питомцева, 01.03.2013 в 11:42
Андрей Манаков

yes Как говорится "дайте две"...

Отличное решение! А если добавить к ней возможность администраторам/разработчикам создавать свои собственные "треки" и медали - то это будет просто "бомба" (в хорошем смысле этого слова).

Ринат Мухитдинов

Отличная статья, благодарю за информацию, и за новое решение!

Можно привлекать и продвинутых пользователей, придав соревновательный характер (сложные задания для продвинутых участников) и гибкую систему поощрений, возможно вещественных, Не помещало бы ввести командные треки, выполнения одного трека несколькими участниками совместно.

Ришат Мухаметшин
добавить к ней возможность администраторам/разработчикам создавать свои собственные "треки" и медали
Такая возможность уже есть. Исторически так сложилось, что сделать универсальное в этом отношении решение оказалось проще, чем реализовать фиксированный набор треков и медалей.
 
Можно привлекать и продвинутых пользователей, придав соревновательный характер (сложные задания для продвинутых участников)
Да, вполне. Кроме того, одна из целей развития решения — это «реиграбельность» (replayability), то есть возможность сделать один трек, но усложняющийся с каждым новым уровнем; например, первый уровень — выполнить задание и создать документ из шаблона, второй уровень — выполнить задание по ТМ и создать документ из сканера и т.д. На Партнёрском форуме я говорил, что в игровых терминах (особенно MMORPG) это называется «долбёжка» (grinding). Со стороны похоже на глупость, но в реальном действующем процессе такой подход сглаживает стресс — много маленьких достижений по чуть-чуть приятнее и даются проще, чем мало крупных.
 
систему поощрений, возможно вещественных
Это тоже очень интересный вопрос. Вообще, геймификация в корпоративных системах возникла оттого, что людям «скучно» (больше подойдёт, наверное, слово «привычно») в них работать, и одна только материальная мотивация эту ситуацию на спасает. Премирование по результатам работы, пусть даже они сильно связаны с активностью в СЭД или другой системе, — вещь привычная и мотивирует, скажем, на 100%. Задача геймификации — мотивировать на 150%, добавив некую ценность к тому, что пользователь системы делает. Но это лишь 150%. Когда стоит задача достичь отметки, скажем, в 200%, тогда в ход можно пускать материальную составляющую поощрения успехов. Подозреваю, что такое колебание может продолжаться довольно долго. Очень серьёзная задача при этом — не «скатиться» в игру, а всё-таки выполнять настоящие рабочие функции, другими словами, обеспечить на старте до такой степени качественный дизайн процесса, чтобы обеспечить собственно улучшение рабочего процесса (с минимальной неопределённостью, но увы, она всегда есть), а не генерацию тем для обсуждения за чаем. Задача масштабная, поэтому и появляются бизнесы, компании, которые заявляют, что поставляют услуги исключительно геймификации, и такая концентрация не пугает их и не отталкивает, а только привлекает.
 
ввести командные треки
Интересное замечание, обязательно рассмотрим его!
Дмитрий Тарасов

Все это, конечно, весьма занимательно, если у вас не полный букет медалей типа "Ленивец". В итоге об этом узнали все сотрудники, помимо руководства, и "опозоренный сотрудник" начинает тихонечко ненавидеть систему и всячески саботировать работу в ней, пытаясь всю вину за свои неудачи свалить на DIRECTUM. А потом расскажет своим знакомым, работающим в других организациях, чтобы они ни в коем случае не покупали эту систему, а то она "такая плохая". В результате вместо положительного эффекта, получаем отрицательный и кучу негатива от таких сотрудников.

Я не говорю, что именно так все и будет, но риск такого развития событий есть.

Дмитрий Тарасов

А сотрудник, допустим, и не "Ленивец" совсем, а просто его задачами завалили так, что он их разгребать не успевает. 

Андрей Куров

Я в общем против такого решения, но отдельно поддержу Дмитрия - антидостижения будут вносить моральный дискомфорт в работу пользователя, нередко (а то и часто) по независящим от него причинам.

Отдельный прикол, если какого-нибудь "Ленивца" или "Забывца" система присвоит кому-нибудь из топов организации из 1000-10000 человек. Есть вероятность стремительного перехода на другую систему :)

Артур Муталов

Ришат, а как бы мне поиграть ? Есть такая возможность?

Денис Макаров

Обратил внимание на элементы e-learning, отличная мысль. К тому же, элемент e-learning уже реализован в виде Видеоинструкций в хелпе. Если еще и привязать к уровню прохождения ряда уроков + статистика, то уже на крупных проектах можно использовать как обучение удаленных сотрудников с контролем прохождения.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий