Правовое регулирование отношений в области использования ЭП осуществляется в соответствии с федеральным законодательством:
● ФЗ №63 «Об электронной подписи», вступил в силу в апреле 2011 года;
● ФЗ №1 «Об электронной цифровой подписи», действует до 1 июля 2013 года;
● Гражданский кодекс РФ, Часть первая, статьи 160 и 434;
● Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи»;
● Приказ Минкомсвязи России от 29 сентября 2011 г. № 242 «Об утверждении порядка передачи реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра»;
● Приказ Минкомсвязи России от 5 октября 2011 г. № 250 «Об утверждении порядка формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров»;
● Приказ ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 795 «Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи»;
● Приказ ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 «Об утверждении требований к средствам электронной подписи и требований к средствам удостоверяющего центра».
В том числе, вопросы использования ЭП, регулируются соглашениями, достигнутыми между всеми участниками электронного взаимодействия.
Электронная подпись может использоваться как при документообороте между контрагентами, так и в рамках одной, конкретно взятой компании.
Одно лишь использование сертифицированных средств не позволяет сказать, что созданная с их помощью система электронного документооборота автоматически приобретает юридическую значимость. Организации необходимо иметь:
● Регламент использования ЭП в каждой отдельной системе документооборота, либо использовать иной документ, называемый Соглашением об использовании ЭП;
● Регламент предоставления услуг Удостоверяющего центра (УЦ) по обслуживанию СЭД (для организаций, пользующихся услугами третьей доверенной стороны - УЦ)
Регламент использования ЭП в системе документооборота определяет:
● порядок организации криптографической защиты информации при электронном документообороте;
● работу с Удостоверяющим Центром;
● порядок регистрации пользователей СЭД.
В Регламенте должен быть описан порядок разрешения конфликтных ситуаций, с которым должны согласиться пользователи СЭД. Также пользователи СЭД должны признать, что использование в СЭД средств криптографической защиты информации, которые реализуют ЭП и шифрование, достаточно для обеспечения конфиденциальности информационного взаимодействия.
В Регламенте определяется перечень программного обеспечения (вплоть до версий), с помощью которого могут создаваться электронные документы. На практике в таком Регламенте также приводится перечень документов (типов, наименований), которые могут подписываться ЭП, с описанием их форматов и, если требуется, правил оформления.
Кроме определения документов, в Регламенте определяются
● формат сертификата ЭП;
● используемые средства электронной подписи;
● условия равнозначности ЭП и собственноручной подписи.
Здесь возможны два варианта развития событий:
Сторонний УЦ удобен в случае обмена электронными документами с более чем двумя сторонними организациями, т.к. в случае присутствия в схеме обмена трех и более организаций, без участия УЦ, необходимо будет заключать перекрестные договоры о взаимном доверии ЭП каждого участника электронного документооборота.
Также услуги стороннего УЦ удобны в случае необходимости обеспечения ЭП не большого круга лиц организации, т.к. «содержание» собственного УЦ в данном случае, с экономической точки зрения, не целесообразно.
Здесь встает задача только выбора УЦ и заключения с ним необходимых соглашений (договоров).
После принятия ФЗ №63 «Об электронной подписи», несколько упростилась задача обеспечения юридически значимого электронного документооборота, например, в конкретно взятой организации, или между двумя контрагентами, т.к. допускается использование (если стороны договорились об этом – ст. 160 ГК РФ) как простой электронной подписи, так и неквалифицированной электронной подписи (п. 2 ст. 6 ФЗ №63 «Об электронной подписи»). Т.е. для создания ЭП возможно использовать несертифицированные средства, например, службы Cryptographic Service Providers, входящие в состав Microsoft Windows.
В рамках компании достаточно внутреннего документа (п.1 ст. 3 ФЗ №63 «Об электронной подписи»), регламентирующего использование ЭП в организации. Такими документами могут выступать:
● Приказ руководителя компании об использовании ЭП;
● Приказ о назначении ответственного сотрудника или подразделения за использование ЭП в компании;
● Положение об ЭП;
● Регламент использования ЭП.
В данных документах необходимо, в том числе осветить условия признания электронных документов, подписанных ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью (ст. 6 ФЗ №63 «Об электронной подписи»).
УЦ должен выполнять следующие функции (ст. 13 ФЗ №63 «Об электронной подписи»):
1. Создает сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдает такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением (заявителям);
2. Устанавливает сроки действия сертификатов ключей проверки электронных подписей;
3. Аннулирует выданные этим удостоверяющим центром сертификаты ключей проверки электронных подписей;
4. Выдает по обращению заявителя средства электронной подписи, содержащие ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи (в том числе созданные удостоверяющим центром) или обеспечивающие возможность создания ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи заявителем;
5. Ведет реестр выданных и аннулированных этим удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей (далее - реестр сертификатов), в том числе включающий в себя информацию, содержащуюся в выданных этим удостоверяющим центром сертификатах ключей проверки электронных подписей, и информацию о датах прекращения действия или аннулирования сертификатов ключей проверки электронных подписей и об основаниях таких прекращения или аннулирования;
6. Устанавливает порядок ведения реестра сертификатов, не являющихся квалифицированными, и порядок доступа к нему, а также обеспечивает доступ лиц к информации, содержащейся в реестре сертификатов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
7. Создает по обращениям заявителей ключи электронных подписей и ключи проверки электронных подписей;
8. Проверяет уникальность ключей проверки электронных подписей в реестре сертификатов;
9. Осуществляет по обращениям участников электронного взаимодействия проверку электронных подписей;
10. Осуществляет иную связанную с использованием электронной подписи деятельность.
Основной частью инфраструктуры открытых ключей, является система управления сертификатами открытых ключей, базирующаяся на системе Удостоверяющих Центров (УЦ). УЦ объединяются на основе используемой модели доверительных отношений.
Доверие, в отношении УЦ, означает заверка сертификата одного УЦ электронной подписью другого УЦ.
Различают три модели доверительных отношений УЦ:
● корневая (иерархическая) модель доверия;
● сетевая (на основе кросс-сертификации) модель доверия;
● смешанная (гибридная) модель доверия.
В иерархической модели УЦ высшего уровня заверяют сертификаты УЦ низших уровней. Корневой УЦ имеет самозаверенный сертификат.
Преимущество данной модели – относительная простота масштабирования системы и построения цепочек сертификатов.
Недостаток – компрометация сертификата УЦ влечет за собой приостановление работы нижестоящих УЦ.
В сетевой модели все УЦ имеют самозаверенные сертификаты, а доверие строится на основе взаимной подписи сертификатов УЦ (кросс-сертификации). Различают двустороннюю кросс-сертификацию и одностороннюю кросс-сертификацию, реализующие, соответственно, взаимное доверие и одностороннее доверие УЦ в сетевой модели.
Преимущество сетевой модели – система менее уязвима к компрометации сертификатов УЦ.
Недостаток – сложен алгоритм построения цепочек сертификатов.
Гибридная модель доверия представляет из себя объединение иерархической и сетевой моделей в одной инфраструктуре УЦ. В этом случае часть УЦ из иерархии вступают в кросс-сертификацию с УЦ, не входящими в иерархию.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий