Сайзинг как показатель эффективности ИТ-службы

8 0

С точки зрения современной сервисной модели сотрудникам организации и ее руководству не важно, как и с помощью каких средств в компании реализована работа той или иной информационной системы (ИС), в частности системы DIRECTUM. Одним из показателей эффективности существующей ИС является обеспечение приемлемой задержки при выполнении автоматизированных операций бизнес-процессов предприятия. Поэтому практика сайзинга ИТ-решений продолжает набирать популярность как во всем мире, так и в России.  

Что такое сайзинг и для чего он нужен бизнесу?

Под сайзингом понимается процесс детального планирования аппаратной части информационной системы предприятия под конкретные бизнес-процессы. Проще говоря, как и любое бизнес-приложение, система DIRECTUM требует определенной подготовки ИТ-инфраструктуры перед внедрением.

Каждая организация со временем формирует показатели эффективности, привязанные к бизнес-процессам предприятия. Поскольку ИТ-служба, в том или ином виде, в подавляющем большинстве случаев является вспомогательным подразделением организации, к показателям эффективности    ИТ-службы относятся:

  • экономия затрат на ИТ при заданном качестве выполнения основных бизнес-задач;
  • сокращение сроков исполнения ИТ-услуг, оказываемых внутри предприятия.

В данном контексте применение сайзинга как силами ИТ-службы, так и силами вендора/интегратора/аутсорсера, обеспечит рост качественных показателей ИТ-службы за счет рационального использования ресурсов, а также экономии времени на доработку аппаратной части  под бизнес-задачи предприятия за счет детального анализа требований бизнес-процессов на этапе внедрения.

Стратегия сайзинга

Чем точнее постановка задачи на начальном этапе ее решения, тем точнее результат. В случае сайзинга данное утверждение также работает.

В мировой практике выделяют три основные модели сайзинга:

  1. Модель, основанная на анализе числа одновременно работающих пользователей в системе и их поведении. Данная модель ориентирована на компании, которые располагают общей информацией о числе пользователей и их поведении в информационной системе. В основном это молодые компании, которые изучают возможность внедрения какой-либо системы автоматизации бизнес-процессов. Назовем эту модель «Пользовательская модель».
  2. Модель, основанная на анализе транзакций, объеме данных в ИС, который приходится на одного пользователя или группу пользователей. Данная модель ориентирована на компании, которые располагают точными данными о количественных характеристиках работы сотрудников в ИС. Это означает, что в данной компании есть ИТ-инфраструктура и компания находится на этапе внедрения системы автоматизации бизнес-процессов, либо их совершенствования. Назовем эту модель «Транзакционная модель».
  3. Модель, основанная на проведении тестов производительности. Данная модель ориентирована на компании, которые располагают четким планом внедрения бизнес-приложений с подробной проработкой деталей. В основном это компании, которые уже внедрили какую-либо систему автоматизации бизнес-процессов, но желают расширить функционал системы, либо существующая ИТ-инфраструктура не выдерживает текущую нагрузку. Назовем эту модель «Тестовая модель».

Тестовая модель обеспечивает наивысшую точность результата, однако ошибки, допущенные при построении данной модели, могут сильно отразиться на конечных результатах. Чего нельзя сказать о Пользовательской модели, она менее точная, чем вторая и третья модели, но предоставляет объективную информацию о необходимых характеристиках ИТ-инфраструктуры компании для внедрения бизнес-приложения.

Модели друг друга не исключают, а наоборот дополняют и уточняют. Однако при построении стратегии сайзинга модели следует применять в порядке повышения их точности.

На рисунке, расположенном ниже, представлена стратегия, рекомендуемая Службой поддержки DIRECTUM при проведении сайзинга на этапах ознакомления с системой DIRECTUM, ее внедрения и поддержки.

Заинтересованность компании в DIRECTUM

В случае, когда компания исследует возможность внедрения системы DIRECTUM, о каких-либо существенных вложениях в сайзинг на данном этапе не может быть и речи. Поэтому рекомендуется использовать наиболее дешевую модель сайзинга – Пользовательскую модель. 

На этапе знакомства с DIRECTUM, заинтересованная компания может произвести сайзинг по этой модели и удостовериться, что ИТ-инфраструктура компании обладает достаточными характеристиками для внедрения данного бизнес-приложения. Если же существующая ИТ-инфраструктура не удовлетворяет по ряду характеристик, то сайзинг по данной модели позволит выявить, какие характеристики необходимо улучшить.

Служба поддержки DIRECTUM рекомендует производить такой сайзинг при изучении возможности внедрения системы DIRECTUM. Точность данного сайзинга не высока, но полученные результаты помогут вашей компании сделать необходимые выводы о возможности внедрения DIRECTUM. Временные затраты на проведение данного сайзинга минимальны.

Внедрение DIRECTUM

На этапе внедрения требуются более точные данные о возможностях ИТ-инфраструктуры компании. Самым точным сайзингом, а также самым дорогостоящим, является сайзинг по Тестовой модели, поскольку в процессе такого сайзинга требуется полная установка и настройка исследуемой системы на существующем оборудовании, а также проведение необходимых нагрузочных тестов. Диапазон, в котором необходимо производить нагрузочное тестирование, может быть заранее не известен, а также начальная настройка системы может быть неточной, поэтому вероятность проведения повторного сайзинга высока. Поэтому перед проведением сайзинга по Тестовой модели можно порекомендовать проведение сайзинга по Транзакционной модели. Благодаря тому, что при построении нагрузочных тестов для Транзакционной модели используются заранее известная информация об объемах данных и транзакций, границы тестирования определены. Сайзинг по Транзакционной модели предоставит довольно точную информацию, которую можно использовать в процессе внедрения, а также позволит определить диапазон, в котором можно производить тесты производительности (сайзинг по Тестовой модели).

При внедрении DIRECTUM необходимость в проведении сайзинга по Пользовательской модели отсутствует, однако, если ранее такой сайзинг был произведен, полученные результаты можно использовать при проведении сайзинга по Транзакционной модели, что повысит точность результатов.

При проведении сайзинга на данном этапе рекомендуется привлекать специалистов службы поддержки DIRECTUM. Специалисты службы поддержки DIRECTUM располагают достаточными компетенциями для оказания помощи в проведении сайзинга по Транзакционной и Тестовой моделям. Служба поддержки DIRECTUM рекомендует при внедрении системы DIRECTUM производить ее стартовую диагностику. Это позволит повысить качество последующей поддержки системы DIRECTUM.

Поддержка СЭД DIRECTUM

На этапе поддержки DIRECTUM компания обладает всеми необходимыми данными для проведения сайзинга по каждой из трех моделей. Поэтому компания может использовать сайзинг для уточнения достаточности существующей ИТ-инфраструктуры для текущих бизнес-задач.

На данном этапе сайзинг желательно производить в случае планируемых изменений характеристик бизнес-процессов компании, числа пользователей, характеристик ИТ-инфраструктуры и т.д. Другими словами, на данном этапе рекомендуется применять проактивный подход к процессам автоматизации бизнес-процессов компании, а именно:

  1. В случае планируемого значительного изменения числа пользователей достаточно сделать сайзинг по Пользовательской модели.
  2. В случае планируемых изменений в бизнес-процессах компании необходимо воспользоваться cайзингом по Транзакционной модели.
  3. В случае появления непредвиденных задержек в процессе работы СЭД DIRECTUM может потребоваться проведение сайзинга по Тестовой модели.

Служба поддержки DIRECTUM может оказать необходимую помощь в построении необходимой модели, в подготовке необходимых профилей нагрузки, а также окажет помощь в процессе проведения сайзинга.

В каком виде должны быть представлены результаты сайзинга?

Сайзинг довольно сложный процесс и не может быть сделан устно, либо завершаться предоставлением типовых рекомендаций заказчику. Итогом проведения сайзинга является детальный отчет с результатами исследования, которые обоснованы измерениями и статистическими расчетами.

Требования, которые должны быть отражены в отчете по итогам сайзинга:

  1. Описание исследуемой системы и рекомендуемые характеристики для ИТ-инфраструктуры компании-заказчика.
  2. Описание пожеланий заказчика по производительности системы. Пожелания компании-заказчика должны быть обоснованы бизнес-процессами и бизнес-задачами выполняемыми компанией-заказчиком.
  3. Описание выбранной модели сайзинга, причины ее выбора.
  4. Описание способов измерения и статистического анализа, описание произведенных экспериментов.
  5. Данные, полученные в результате проведения сайзинга бизнес-приложения с обоснованием полученных значений.
  6. Результаты и рекомендации. Готовится обоснование возможности/невозможности полноценного функционирования системы на существующей ИТ-инфраструктуре. В случае необходимости изменения характеристик ИТ-инфраструктуры могут быть предложены рекомендации по улучшению того или иного оборудования.

Использование сайзинга в процессах внедрения бизнес-приложений может служить одним из критериев оценки эффективности работы ИТ-службы. Применение сайзинга означает переход на новый уровень знаний, использование новых современных методов работы и концепций проектирования ИТ-инфраструктуры предприятия. В целом применение сайзинга ведет к повышению эффективности автоматизации бизнес-процессов предприятия, но ни в коем случае нельзя забывать о человеческом факторе, который как минимум на половину определяет, насколько хорошо работает то или иное подразделение организации.

Отредактировал Андрей Ардашев, 30.04.2013 в 11:50
Отредактировал Андрей Ардашев, 06.05.2013 в 12:10
Отредактировал Елена Питомцева, 06.05.2013 в 12:13
8
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
1
Пока комментариев нет.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий