Форсайтное мышление: технология определения будущего

6 0

Инновация отличает лидера от догоняющего.

 Стивен Пол Джобс

 

Уходящий 2013 год привнес много нового и интересного в жизнь нашей компании. Впервые в этом году Консалтинговая группа «ФИНЭКС»- Генеральный партнер DIRECTUM предложила номинацию «Форсайтное мышление» в рамках DIRECTUM Awards 2013.

Когда-то мы выбрали Слово «Форсайт» в качестве первого слова расшифровки аббревиатуры названия компании «ФИНЭКС» (см. главную страницу сайта www.finexcons.ru). И как выяснилось, не ошиблись - сегодня тема прогнозирования своего будущего и будущего решений на долгую перспективу стремительно набирает свои обороты.

Берем технологию «Форсайт» на вооружение

Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества.

Появившись около 30 лет назад, форсайт сейчас стал одним из основных инструментов инновационной экономики. Сначала его применяли для формирования образов будущего в сфере технологий, там он отработан особенно хорошо. Затем технология форсайта стала использоваться в бизнесе — дорожные карты и результаты форсайт-проектов стали основанием для разработки стратегий в бизнесе.

Базовые принципы форсайта

  • Будущее творимо; оно зависит от прилагаемых усилий.

  • Будущее вариативно (возможно много вариантов будущего) - оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут предприняты участниками.

  • Есть зоны, по отношению к которым можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены.

Этапы форсайта

(в соответствии с Руководством по стратегическому форсайту П. Бишопа)

  1. Формирование объекта. В технологическом форсайте объект определен сферой проведения форсайта, в нашем случае – это технологии ECM.
  2. Формирование существенных условий. Существенные условия — целевые показатели, которых мы хотим достигнуть в будущем. Для форсайта принципиальным является, чтобы существенные условия отражали качественное изменение и имели количественное выражение.
  3. Сканирование. Этап предполагает формирование «карты окружения» (стейкхолдеры, эксперты, компании), выбор методов исследования и проведение экспертных опросов.
  4. Альтернативы будущего. Этап предполагает выделение тенденций, которые можно спрогнозировать, выделение зон неопределенности и формирование возможных сценариев будущего.
  5. Планирование и Исполнение. Этап предполагает разработку и создание дорожных карт, включение всех стейкхолдеров в обсуждение будущего, изменение стратегии, формирование новых проектов и программ (в области ECM). Здесь участникам проекта необходимо ответить на такие вопросы: чего мы хотим достигнуть в будущем, на что будем работать, к чему прилагать усилия.
  6. Следующим шагом должна быть прорисована экспертная среда и выработаны ответы на вопросы:
  • Кто главные «стейкхолдеры»?
  • Кого считать экспертом?
  • Кого, на каком этапе и в каком качестве включать в проект?
  • Кто составляет круг лиц, принимающих решения?
  • Какие тенденции существуют и как оценить их влияние?
  1. Заключительным этапом определяются методы, которые будут использоваться в проекте — определяется, какие прогнозы нужны и как к ним относиться, каким способом будет осуществлено исследование (метод Дельфи, экспертные панели или какой-то другой).

Применение форсайта в бизнесе

При использовании форсайта для бизнеса возник ряд проблем, разрешение которых впоследствии было заложено в технологию форсайта. Во-первых, объект, с которым начинают иметь дело разработчики, зачастую не определен и требует специальной проработки. Во-вторых, участие в проекте, как правило, принимает большое количество разных позиций, экспертная среда оказывается очень разнородной. С нашей точки зрения, такой объект как ЕСМ как раз далеко не очевиден, объединяет в себя большое количество сфер и экспертных позиций, что свидетельствует о многогранности и перспективности подобных решений в будущем.

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли — выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Форсайт проекты для ECM

Форсайт-проекты в области ECM в качестве центрального компонента должны включать перспективы развития науки и технологий. Эти вопросы могут стать предметом обсуждения учёных, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений станет появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов ECM, интеграцией различных систем и, в конечном счёте, повышение конкурентоспособности предприятия, отрасли или региона.

Кроме того, уже сама организация систематических попыток «заглянуть в будущее ECM» приведет к формированию более высокой культуры управления и в итоге — к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

Форсайт-проекты ECM должны быть ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т. п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о перспективах развития ECM.

В рамках форсайта ECM должна идти речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом технологий, очерчиваться возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы по развитию ECM, а также вероятные эффекты для экономики и общества. Более того, должна присутствовать нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Часто гениальные идеи приходят на стыке, казалось бы, несвязанных друг с другом областей.  В этом и состоит гениальность, а предвидеть взаимодействие элементов вперед на несколько десятилетий – искусство для инновационно мыслящих людей.

Пример для подражания – победители DIRECTUM Awards в номинации «Форсайтное мышление»

Выбор Консалтинговой группы «ФИНЭКС» в номинации «Форсайтное мышление»

Мы внимательно прочитали все проекты, представленные на конкурс. Впечатляет огромное количество нестандартных и интересных проектов. После подведения итогов и жарких споров, победителем объявляется:

Проект  «iKPI - мобильное управление показателями эффективности».

Надо отметить нестандартность и живость этого решения. Решение выглядит очень понятным и доступным. Действительно, имея лишь несколько ключевых показателей эффективности, руководителю можно держать ситуацию на контроле, вне зависимости от того, где директор сейчас находится.

Данный проект сейчас очень актуален, ведь с развитием IT-технологий – появляется больше мобильных инструментов для управления деятельностью предприятия.

Для Консалтинговой группы «ФИНЭКС», одним из направлений которой является разработка стратегий и KPI – это представляется очень реальным трендом в развитии будущих технологий, а спектр контрольных показателей возможно в дальнейшем расширять и адаптировать под конкретное предприятие.

Многие сферы сейчас имеют тенденцию к объединению, и данный проект явно отражает один из зарождающихся трендов в развитии.

Также мы хотели бы отметить проекты: «Интеграция DIRECTUM с облачным цифровым архивом  IM eVault» и «Контроль качества продукции». Нам они понравились с точки зрения технической реализации и оригинальности решений.

В общем, на конкурс было представлено большое количество проектов и мы рады, что есть огромное количество людей, которые реализуют и готовы далее реализовать интересные проекты, задающие тон и закладывающие основы будущих трендов.

Такими людьми и являются те, кто принимает участие в проектах по внедрению СЭД DIRECTUM. А возможность сравнивать результаты проектных команд, создает дополнительную мотивацию к действиям в работе и в жизни!

С помощью нашего приза (электронные браслеты «Nike Fuel band») мы хотели бы поощрить  каждого участника проектной команды-победителя решения  «iKPI - мобильное управление показателями эффективности» - ведь, знаем, по собственному опыту, как важен командный труд и как ценен вклад каждого участника!

Мы желаем победителям дальнейших успехов, неисчерпаемого IT-креатива и реализации своих замыслов, а всем проектным командам - успехов и возможности вместе строить свое будущее! Будущее ECM!

Антон Александрович Воробьев

Председатель Правления  Консалтинговой группы «ФИНЭКС»

- Генерального партнера компании DIRECTUM с 2004 г

 

 

6
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
1
Пока комментариев нет.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий