Опыт внедрения СЭД на примере DIRECTUM показывает, что существует определенное различие в уровне мотивации у сотрудников при внедрении СЭД в государственных учреждениях и частных компаниях. Сотрудники госучреждений зачастую имеют более низкую мотивацию при внедрении. Здесь можно выделить несколько основных причин:
1. Невозможность или нежелание полного (или даже частичного) отказа от бумажного документооборота, что фактически влечет за собой двойную работу. Например, документ рассматривается и согласуется в электронном виде, но параллельно "ходит по рукам" его бумажный оригинал, на котором ставятся все подписи и печати, необходимые согласно регламенту работы учреждения. Вместо повышения эффективности работы получаем прямо противоположный эффект.
2. Вследствие автоматизации исключается необходимость в выполнении ряда рутинных функций, которые ранее выполнялись вручную. Проще говоря, работник, который раньше спокойно сидел и перекладывал бумажки с места на место, отсчитывая заветные дни до пенсии, теперь понимает, что его объем работы резко уменьшился, и начальство может обратить на это внимание. Такие сотрудники просто не могут относиться к СЭД иначе, чем враждебно.
3. На мотивацию сотрудников при внедрении затрачиваются минимальные материальные средства. Зачем человеку повышать эффективность собственной работы, если его зарплата от этого никак не меняется?
4. Скептическое и настороженное отношение в целом ко всякого рода изменениям в порядке работы организации. Сотрудники, сидящие на теплых, хорошо насиженных местах попросту боятся, что внедрение СЭД вскроет их неэффективную работу или им придется радикальным образом перестраивать свой рабочий ритм, чтобы приспособиться к изменениям.
В коммерческих организациях картина, как правило, складывается более оптимистично. Как известно, основными целями работы любой коммерческой организации являются получение максимальной прибыли и освоение новых рынков. Уровень прибыли организации напрямую зависит от эффективности работы каждого ее сотрудника, поэтому вопросам повышениях эффективности работы в таких организациях уделяется особое внимание. Коммерческие организации, как правило, гораздо охотнее переходят на безбумажный документооборот и стараются по максимуму использовать имеющиеся возможности СЭД. В этом напрямую заинтересовано как руководство компании, так и рядовые сотрудники, которые понимают, что повышение эффективности их работы может привести к увеличению зарплаты (при справедливой системе оплаты труда).
Итак, какие же меры можно предпринять для повышения эффективности внедрения СЭД с учетом описанных выше причин? Основной задачей для команды внедрения, на мой взгляд, должно стать повышение уровня доверия сотрудников к системе. Для этого можно:
Без доверия сотрудников к системе и понимания необходимости перехода к эффективной работе нельзя говорить о повышении мотивации сотрудников при внедрении СЭД.
Вы не поверите, но всё вышеперечисленное можно отнести и к коммерческим компаниям. По заголовку материала ожидала аналитики в разрезе более жёстких нормативных требований к работе госорганов, законодательных ограничений по работе с документами, etc.
Согласен, все зависит от конкретной организации. Речь о том, что приведённые в статье особенности в большей степени характерны для госорганов в связи со спецификой их работы.
Статья не претендует на какую-либо научность. Была цель донести до читателя некоторые мысли, которые сформировались у меня по опыту работы с сотрудниками из различных организаций. По-моему, чем проще изложен материал, тем он доступнее и понятнее.
Чем можно подтвердить эту "большую степень"? Вы проводили какие-то исследования? Есть аналитика, цифры, выкладки?
Причём тут научность? Сформулированные Вами мысли справедливы для практически любого проекта внедрения, безотносительно организационно-правовой формы и/или принадлежности контрольного пакета акций или капитала организации. Глядя на заголовок о специфике именно в госах, я ожидаю увидеть тезисы о нюансах, характерных именно для госов и ни для кого более. В этом материале таких тезисов нет.
Хотелось бы каких-то иных рекомендаций, а не тех, которые мы итак знаем из технологии внедрения.
После прочтения статьи складывается впечатление, что госсектор - это такая безнадежная, полностью устаревшая система человеческих ресурсов и технологий, с соответствующим восприятием. Отсюда и выявленные причины - как страх остаться без работы. По опыту работы по ту сторону могу сказать, что это не совсем так.
Очень часто в работе у сотрудников госсектора уже имеется ряд внедренных информационных систем (спущенных сверху и потому не адаптированных под конкретные задачи), утилит или просто коленочных решений местных разработчиков. Со временем, это как-то удается настроить и заставить работать вместе. Внедрение еще одной системы - это риск того, что что-то в отлаженной схеме работы и управления будет нарушено, значит будет нарушено выполнение основных функций ведомства со всеми вытекающими + возрастет нагрузка.
Отсюда хорошей мотивацией для служащих госсектора будет внимательное изучение со стороны команды внедрения регламентов и процессов работы и их взвешенная оптимизация, внедрение с глубокой интеграцией с существующими информационными системами, чтобы действительно можно было показать, как упрощается рутинная работа, как это влияет на отчетные показатели, а сотрудники сами уже сделают вывод, как это повлияет на их премию.
А бабушек, мне кажется, бояться не стоит - они понимают, что условие их пребывания на службе - есть компьютерная и информационная грамотность, владение ПО.
Если читать статью, то разницы между внедрением в госсекторе и другой коммерческой организации нет. Проблемы выявленные в статье скорее похожи на общие выводы.
Комментарии Ирины действительно показывают, как все есть. Бабушки в госсекторе сейчас стали уже совсем другими - это не стереотип, к которому мы привыкли. Большинство из них неплохо разбирается в стандартном ПО (Word, Excel, почта, поиск в интернете).
Внедряя системы электронного обмена на бывшей работе я уже отошел от этого стереотипа - 1Ску уже большинство знает, как заполнить табличку используя формулы, построить диаграмму они тоже в курсе. Конечно, при внедрении нового продукта они испытают некоторую сложность при адаптации и обучении, но это временно, тем более с учетом, что текущие регламенты будут соблюдены.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий