Изучение DIRECTUM с использованием Moodle

18 8

Свою прошлую статью, про аналитическую систему QlikView в Тюменской области, я начал словами: «При подготовке этой статьи я решил поискать – сколько статей на club.directum.ru содержит слово QlikView. Оказалось – ноль.» Ну, в общем, по Moodle всё аналогично smiley Департамент информатизации Тюменской области в некотором роде задаёт тренды ведения проектов (ну а мне благодаря этому очень даже есть что в резюме писать).

Немного теории: Moodle — система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения.

Ниже описаны ключевые преимущества платформы.

Все ресурсы собраны в единое целое

Можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, пользователи не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе. Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый пользователь изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Преподаватель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио (какое дурацкое слово то) каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность пользователей, время их учебной работы в сети. В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько учащиеся разобрались в теме.

Теперь к практике. По адресу http://edu2.admtyumen.ru развернута система электронного обучения Правительства Тюменской Области, которая содержит различные обучающие курсы и тесты:

Наш обучающий курс по DIRECTUM применительно к проекту "Сотрудничество" в открытый доступ пока не выведен, проект ещё идет. Но мне так понравилось работать с Moodle, что уже хочу поделиться впечатлениями.

Пользовательские инструкции по нашему проекту в Moodle выглядят достаточно традиционно:

Видео-инструкции мы тоже делали, но здесь пришлось учитывать специфику клиента. У пользователей, работающих в органах государственной власти, из-за сетевых настроек отсутствует возможность просматривать видео непосредственно в браузерах. Поэтому сделали возможность скачивать файлы, для просмотра на локальных компьютерах.

От возможностей создавать тесты для пользователей я остался в совершенном восторге! Вот здесь классические бумажные учебники, с вопросами на закрепление в конце главы, даже рядом не стоят. Вопросы теста в Moodle можно создавать так, как душе угодно: с выбором одного правильного ответа или нескольких, с картинками или без, с равными весами вопросов или разными и т.д. и т.п. Вот примеры оформления вопросов:

Отдельно хочу сказать про возможности геймификации в Moodle. Мы у себя на проекте такое не делали.  Но попробовать когда-нибудь хочется. Посмотрите, какие замечательные штуки можно делать (примеры взял с обучающего ресурса Moodle по арифметике для школьников):

Алексей Пестерев

Статья очень интересная. По идее есть схожий продукт, но правда за большие деньги - SAP RWD. Применяли на одном из проектов, очень удобно при массовом обучении, обучении сотрудников, где высокий уровень "текучки" кадров.

Алексей Язынин

Андрей, расскажите, пожалуйста, как проходило знакомство с продуктом, обучение использованию? Как его выбрали? Каковы сейчас затраты на администрирование? В общем, все что можете рассказать про трудоемкость процессов связанных с этой темой.

В свое время анализировали ELM-системы. Из найденных описаний сделали вывод о достаточно трудоемком освоении и задвинули в дальний ящик тему. Может стоит вернуться к вопросу )

Андрей Матаренко
В общем, все что можете рассказать про трудоемкость процессов связанных с этой темой.

Выбор продукта был уже ранее осуществлен заказчиком, поэтому мы со своей стороны анализ не проводили. Освоение продукта у нас заняло часов 4-6 smiley (при этом требовалось самое-самое минимальное знание HTML). Вот на перевод уже готовых пользовательских инструкций из формата Word в Moodle мы потратили несколько человеко-дней (там львиная доля времени пришлась на правильное форматирование скриншотов; но надо учитывать, что инструкции у нас просто очень объёмные). Тесты делаются вполне себе быстро, примерно вопросов 10 за час вполне можно накидать); интуитивно с тестами всё было понятно. Заказчик нам оставил телефон специалиста, который поддерживает Moodle, но, кажется, мы туда или вообще не звонили, или один раз звонили - это о чём-то говорит!

Подготовка видео-инструкций, естественно, не такая быстрая процедура - но это собственно к Moodle отношения не имеет. 

Сейчас подождем, какие будут пожелания заказчика по развитию обучающих курсов - может быть, столкнемся с чем-нибудь трудным.... Если что, расскажу о нашем опыте в продолжении статьи smiley

Алексей Язынин

Андрей, спасибо за развернутый ответ. 

Сергей Рудин

Андрей, выглядит неплохо. А не реализовали ли случайно контекстный вызов инструкций (или курсов, не уверен, как правильно) из компонент системы? Или это только учебное пособие, а в работе пользуйся справкой или ищи сам?

Андрей Матаренко
А не реализовали ли случайно контекстный вызов инструкций (или курсов, не уверен, как правильно) из компонент системы?

 

Неа, такого не делали. Но у нас специфичность проекта в том, что процентов 90 работы в рамках ТМ происходит - поэтому штатная система инструкций в ТМ выручает.

Сергей Четвериков

Сравнивали Moodle c решением на базе 1С: Корпоративный университет?

 

 

Андрей Матаренко
Сравнивали Moodle c решением на базе 1С: Корпоративный университет?

Мы - нет, нам заказчик предоставил Moodle как готовый, уже выбранный (ну и бесплатный, не будем забывать) инструмент. Но если кто-то в курсе ключевых отличий Moodle и 1С, было бы интересно послушать.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий