корректная классификация документов с помощью ИИ
полнота занесения реквизитов с помощью ИИ
автоматическое сопоставление номенклатуры
автоматический подбор бухгалтерской операции
КАО «Азот» – одно из крупнейших предприятий химической отрасли в России, которое специализируется на производстве азотных удобрений и аммиачной селитры сельскохозяйственного и производственного назначения.
Система Directum используется в компании с 2013 года, количество цифровых процессов расширяется с каждым годом, и сегодня к электронному взаимодействию подключено порядка 1100 пользователей.
В электронный вид была переведена работа с корреспонденцией и поручениями руководства. Специалисты ООО «Финансовые технологии», партнера компании Directum, разработали специальный отчет для контроля исполнения поручений с различными параметрами формирования. В части договорной деятельности в системе перенесли учет и согласование договорных документов.
С использованием решения «Управление совещаниями» в КАО «Азот» организуют и проводят встречи и заседания разного масштаба. В системе формируются и согласуются протоколы совещаний, а выданные поручения незамедлительно отправляются в работу ответственным, в свою очередь, руководителям проще контролировать их исполнение.
Вслед за совещаниями в системе Directum появились возможности для ведения картотеки кандидатов и управления списком вакансий и требований к ним. С открытием новой вакансии система автоматически подбирает подходящих кандидатов из картотеки, а рассмотрение кандидатов, назначение собеседований и согласование вопросов трудоустройства настроено в рамках специальных маршрутов.
Рационализаторские предложения – это технические решения, направленные на получение предприятием экономической, технической и иной выгоды. В рамках проекта по автоматизации работы этого направления в системе Directum создана единая база рационализаторских предложений, настроен процесс рассмотрения и согласования, организационные моменты проведения технического совета также утверждаются в электронном виде. Более того, ход реализации рацпредложения также контролируется в системе.
Создание архива документов по направлению «Сбыт», автоматизация процессов согласования финансовых обязательств и управление ремонтными работами. Более подробно в заявках https://club.directum.ru/tag/93066
Проект внедрения интеллектуальных механизмов охватил два основных участка – обработка первичных документов учёта движения ТМЦ (автоматическое сопоставление номенклатуры, автопроверки реквизитов и корректности указанных сумм, определение типовых хозяйственных операций и передача данных в «Галактика ERP») и перенос данных о входящих платежных поручениях из банковских выписок (распределение входящих платежных поручений по заключенным договорам, счетам (ДО) в «Галактика ERP»);
На настоящий момент завершен первый этап – обработка первичных документов учета движения ТМЦ.
Перед началом проекта также были обозначены целевые показатели проекта: корректность классификации документов – 90%, полнота заполнения реквизитов в карточке документа в системе – 85%, корректность сопоставления номенклатуры – 80% и корректность подбора ТХО – 80%.
При поступлении первичных документов вместе с ТМЦ кладовщик проверяет соответствие фактического наличия материальных ценностей данным в документах. При наличии расхождений составляет ТОРГ-2, затем сканирует весь комплект документов и отправляет специалисту УС, который связывается с поставщиком для корректировки документов.
Этап 1. Проверка расхождений в документах специалистами
При поступлении документа по электронной почте или при сканировании бумажного документов сервисы Ario автоматически классифицируют его.
Классифицируемые виды документов:
Обрабатываются комплекты документов, поступающие от поставщиков:
Если расхождений нет, то сканированный комплект документов отправляется на обработку DIRECTUM Ario. Производится распознавание, классификация, извлечение фактов из документов, проверяются и сопоставляются товарных позиций накладной с номенклатурой и ценами из ПКП (пункт календарного плана) ERP-системы «Галактика».
Этап 2. Распознавание и извлечение фактов из документов сервисами Directum Ario
После успешной классификации сервисами DIRECTUM Ario извлекаются из документа факты (кроме рукописного текста) для автоматического заполнения реквизитов карточки документа в DIRECTUM.
Товарная накладная (ТОРГ-12):
Табличная часть:
Счет-фактура:
Табличная часть:
Универсальный передаточный документ:
Табличная часть:
Товарно-транспортная накладная:
Табличная часть:
Транспортная накладная:
Экспедиторская расписка:
Сопоставление номенклатуры происходит с данными по заявкам в справочнике ERP «Галактика» при помощи алгоритмов нечеткого поиска, которые подбирают наиболее подходящие по наименованию позиции с точки зрения наибольшей «похожести» строк.
Назначение по поставке определяется автоматически по таблице соответствия партий и назначения (таблица соответствия настраивается в «Галактике). Склад, определяется автоматически на основании «горячей папки», из которой бып произведен захват документа. Материально ответственное лицо (МОЛ) подставляется автоматически, если информация есть в базе, или прописывается специалистом ОПиО.
После классификации и извлечения фактов из поступивших документов Решение производит следующие автоматические проверки данных
№ |
Реквизиты документа |
Что проверяет Directum Ario |
1 |
ИНН/КПП грузоотправителя |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» (отсутствие в справочнике не считается ошибкой) |
2 |
ИНН/КПП грузополучателя |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» |
3 |
ИНН/КПП поставщика |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» |
4 |
ИНН/КПП покупателя |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» |
5 |
Наименование и адрес продавца |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» (поля Наименование и Юридический адрес) |
6 |
Наименование и адрес покупателя |
Соответствие данным справочника «Организации» в ERP «Галактика» (поля Наименование и Юридический адрес) |
7 |
Основание, номер, дата |
Прописаны |
8 |
Транспортная накладная (номер, дата) |
Прописаны |
9 |
Дата составления |
Не ранее, чем дата транспортной накладной |
10 |
Валюта |
= «российский рубль, 643» |
11 |
Наличие подписей, печатей (для накладной) |
№ |
Реквизиты документа |
Проверка |
1 |
По строке: Кол-во*Цена = Х |
= Сумма без НДС (Стоимость товаров) |
2 |
По строке: Сумма без НДС (Стоимость товаров) * Налоговая ставка (ставка,%) = Х |
= НДС (Сумма налога) |
3 |
По строке: Сумма без НДС + НДС = Х |
= Сумма с учетом НДС (Стоимость всего) |
4 |
Итоги по столбцам |
= Сумме по строкам |
5 |
Итоги: Сумма без НДС (Стоимость товаров) * Налоговая ставка (ставка,%) = Х |
= Итоги: НДС (Сумма налога) |
6 |
Итоги: Сумма без НДС + НДС = Х |
= Итоги: Сумма с учетом НДС (Стоимость всего) |
№ |
Реквизиты документа |
Проверка |
1 |
ИНН/КПП продавца |
Соответствие между документами |
2 |
ИНН/КПП покупателя |
Соответствие между документами |
3 |
Дата счета-фактуры |
Не ранее даты накладной и не позже 5 рабочих дней от даты накладной |
4 |
Наименование, единица измерения, стоимость и кол-во товаров, итоги по столбцам |
Совпадает в накладной, счете-фактуре и ТТН (при наличии) |
5 |
Дата и номер ТН/ТТН |
Соответствуют указанным в накладной |
Специалист ОПиО проверяет корректность распознавания реквизитов документов и подбор номенклатуры, партии из ПКП, а также назначения.
Если в документах выявлены ошибки оформления при автоматических проверках, то специалист ОПиО создает подзадачу специалисту УС для перевыставления документов поставщиком. Специалист УС при получении сканов или оригиналов исправленных документов заносит их в новые версии документов, вложенных в задание и выполняет его.
Если в документах выявлены критичные ошибки в табличной части, то специалист ОПиО выполняет задание с результатом «Скорректировать документы», создается задача специалисту УС для перевыставления документов поставщиком, оприходование приостанавливается до поступления исправленных документов.
При выявлении критичного несоответствия номенклатурных позиций из первичного документа и номенклатурных позиций из ПКП, специалист ОПиО указывает в табличной части документа с номенклатурой примечания для специалиста УС в отдельном столбце из справочника и отправляет задание специалисту УС на корректировку ПКП.
В ERP-системе создается новая номенклатура, на основании которой корректируется ПКП. После корректировки ПКП специалисту ОПиО приходит задание-контроль о возможности возобновления подбора номенклатуры в ПУД. После проверки данные синхронизируются в ERP-системе, где создается документ Накладная на получение МЦ.
Кладовщику поступает задание в системе Directum со ссылкой на накладную в ERP-системе: он проверяет соответствие данных первичному документу, выбирает для позиций спецификации ресурс хранения, делает распределение по ячейкам хранения – производится оприходование.
При выявлении критичного несоответствия номенклатурных позиций из первичного документа и номенклатурных позиций из ПКП, кладовщик отправляет задание специалисту ОПиО на корректировку ПКП. После оприходования накладной кладовщиком специалист ОПиО получает уведомление.
Если Кладовщик не работает с системой Directum и не требуется привлечение специалиста ОПиО при оприходовании он может не открывать и не выполнять задание в системе Directum. Оно будет выполнено автоматически после формирования в учетной системе приходного ордера.
После оприходования накладной на основании назначения, партии МЦ, склада и наличия сопутствующих документов в накладной, с использованием предобученного классификатора происходит автоматическое определение типовой хозяйственной операции (ТХО), а также создание ДО и счета-фактуры.
Этап 5-6. Оприходование накладной
Формируется задание бухгалтеру на проверку комплекта документов. В задание вложены скан-образы первичных документов и ссылка на накладную в ERP-системе, в тексте отображается информация об автоматически определенной ТХО и автоматических проверках, выполненных Directum Ario. Бухгалтер проверяет корректность определения ТХО, открывая накладную, и при необходимости корректирует неверно заполненные реквизиты, после чего устанавливает статус «Проверено бухгалтером».
Этап 7. Проверка документов бухгалтером
Если бухгалтер не работает с системой Directum, он может выполнить проводку по документу в учетной системе и задание в СЭД автоматически будет выполнено.
Интеллектуальные сервисы Directum Ario применяются на этапе оцифровки комплекта документов и на этапе подбора ТХО, в ходе опытной эксплуатации решения КАО «Азот» удалось достичь и превысить запланированные показатели:
Уже сейчас, когда пользователи только осваивают новые возможности, обработка документов отнимает не больше времени, чем раньше. В перспективе время, затраченное на распознавание и обработку документов через интеллектуальные сервисы, сильно сократится, когда это станет обычной практикой, и пользователи будут более уверенно работать с этими сервисами.
Объемы поставок, а значит и сопровождающих документов, растут. В планах КАО «Азот» - активное развитие направления юридически значимого электронного документооборота с контрагентами, поэтому и решение по интеллектуальной обработке документов будет развиваться с этой точки зрения – будет минимизироваться участие человека.
Сроки: с 22.05.2019 по 25.10.2019
Команда от заказчика:
Команда от партнера Тюмбит-АСУ:
Команда от вендора:
Обсудите реализацию с экспертом Directum