пользователей
подразделений кураторов договоров
подразделений, ответственных за согласование
ООО «Газпром добыча Надым» - дочернее предприятие ПАО «Газпром». Деятельность компании направлена на добычу и подготовку к транспортировке газа и газового конденсата. Первое газодобывающее предприятие на севере Западной Сибири. По объемам поставок ООО «Газпром добыча Надым» входит в число лидеров отрасли. Предприятие содержит 13 газовых промыслов и 14 филиалов.
В 2019 году в Directum были автоматизированы делопроизводственные процессы предприятия (заявка по проекту на Awards 2019). Но договорная деятельность велась в старой системе LanDocs. Поэтому в 2020 году стартовал новый проект, целями которого были:
Проект получился не менее масштабным, чем первый. Необходимо было охватить:
Внимания заслуживает каждый автоматизированный процесс, но остановимся подробнее на включении заявок в план закупок и последующей договорной работе в системе Directum.
Все подразделения и филиалы предприятия работают с договорами, поэтому проект повлиял на деятельность компании целиком, охватив 6 подразделений-кураторов договоров и 9 подразделений, ответственных за их согласование.
К автоматизации подошли комплексно. В начале проекта проанализировали текущие автоматизированные процессы и выявили точки улучшения.
В старой системе работа с договорными документами рассматривалась как один процесс. Но в ходе анализа выяснили, что существует несколько видов договорных документов с разным жизненным циклом. Цикл может начинаться с закупки и отличаться в зависимости от ее вида и вида договора. Старый подход затруднял работу пользователей, потому что не учитывал отличия в процессах.
В контексте согласования договоров старая система выполняла роль электронной почты. Сотрудники заносили в нее документы и вручную выбирали согласующих, самостоятельно контролировали их ответы и перенаправляли документы следующим согласующим. В ходе согласования приходилось вручную готовить множество дополнительных документов, например служебных записок.
Сотрудник создает заявку в справочнике «Заявки в план».
При необходимости заявку можно отправить на предварительное согласование в филиале, службе или отделе. При старте основного согласования согласующие подразделения выбираются автоматически и не могут изменяться пользователем:
Если у одного из дополнительных согласующих возникли замечания к заявке, сотрудник получает об этом уведомление. Так у него есть возможность исправить замечание без ожидания остальных. Это позволяет ускорить процесс согласования документов.
После включения заявки в план сотрудник создает карточку закупки.
Отправить закупку на проведение процедуры можно по кнопке из карточки. В рамках процедуры сотрудник собирает заявки участников и заносит их данные с помощью сценария «Загрузка данных участников закупки».
Для заключения договорного документа по закупке в карточку добавлена специальная кнопка. При создании договора поля частично заполняются данными закупки и заявки, а документы автоматически привязываются к договору.
По ссылке «Калькулятор» открывается диалоговое окно для заполнения сумм и автоматического расчета размера НДС и суммы без НДС по формулам.
После согласования договорные документы отправляются на подписание в электронной или бумажной форме. В случае, если договор подписывается в электронном виде на площадке, регистратор проставляет малые штампы на электронный договор документ по специальной кнопке. При этом последняя версия документа преобразовывается в формат PDF и на каждую страницу документа проставляется штамп проверки.
В ходе проекта создано 7 типовых маршрутов согласно регламентам предприятия, а также создано и доработано 8 справочников.
Перевод закупочных и договорных процессов в Directum позволяет сотрудникам:
Значимые эффекты автоматизации:
К особенностям проекта также стоит отнести ограничения, которые наложила пандемия. Проектирование, настройка и тестовая эксплуатация велись полностью в удаленном формате. И только опытно-промышленная эксплуатация проходила уже на территории предприятия, что никак не повлияло на итоговые результаты проекта.
В первую очередь, это уменьшение трудозатрат сотрудников. Самый важный результат нашей работы – это обратная связь от непосредственных пользователей продукта, он им нравится. Мы хотели сделать процессы «умными» – чтобы система выступала в роли помощника, а не надзирателя. Я уже 10 лет занимаюсь внедрением разных программных продуктов и считаю, что человек создает систему для себя, чтобы она адаптировалась под его задачи и потребности, а не наоборот – чтобы пользователи пытались подстроиться под нее. Здесь это получилось. Из видимых результатов можно выделить экономию времени сотрудников и получение удовольствия от взаимодействия с системой. Сотрудникам комфортно с ней работать.
Предыдущая система была «слишком гибкой» – движение документов в ней регулировалось внутренними регламентами, написанными на бумаге, что приводило к большим трудозатратам для контроля за правильностью выполнения сотрудниками всех установленных норм. Порядок движения документов и взаимодействие сотрудников были определены административным ресурсом. В систему Directum мы «зашили» наши регламенты, и она подсказывает исполнителям, каким путем надо идти.
Понятно, что людям нужно время, чтобы привыкнуть к новому, некоторые пока еще не освоились и применяют старые логические приемы в общении с системой. Но мы постепенно прививаем культуру взаимодействия с ней, показываем, что она сама может подсказывать следующие шаги, что она помогает в работе.
За 3 месяца опытно-промышленной эксплуатации постепенно внедряли в умы, что в систему Directum заложены определенные знания и логика наших процессов. Сотрудники видят в ней помощника и отзываются с благодарностью, говорят, что работать стало действительно удобно. Самое главное – это прозрачность и гибкость.
Сейчас мы работаем над гибкостью, потому что бизнес-процессы могут меняться. Благодаря разработчикам вместе мы сделали настраиваемую платформу, которая позволяет оперативно учитывать наши пожелания. Реализация всех наших планов в системе еще в процессе, но я думаю, что у нее есть хорошее будущее.
У нас 14 филиалов, у каждого своя структура, свои правила взаимодействия и специфика. Мы пытались, чтобы система всем подошла, но с первого подхода не удалось охватить потребности всех заказчиков. Остались некоторые участки, которые разрешаются на очень узком уровне. Такие тонкие моменты в систему пока еще не занесены, но мы перенесли в неё уже 90% наших регламентов. Сейчас приводим ее в то состояние, чтобы все пожелания исполнителей были учтены. И это возможно благодаря ее гибкости.
В этом эксперименте мы с командой попытались объединить разрозненные процессы и «подружить» их между собой. И сейчас я вижу, что «дружба» состоялась: один процесс плавно переходит в другой. Есть некоторые нюансы, которые надо дорабатывать в будущем. Но та концепция, которая была поставлена – беспрерывное движение информации из одного сектора в другой и минимизация человеческих трудозатрат – все удалось реализовать. Теперь на работу вдвойне приятно идти.
Аппетит приходит во время еды: когда я увидел возможности разработчиков и их потенциал, то рискнул реализовать наши задачи в ЭДО. Поначалу казалось, что это невозможно, но с помощью разработчиков и консультантов все получилось. Проект получился в 2-3 раза крупнее, чем я планировал, и сейчас мы занимаемся его развитием.
Я благодарен команде, которая работала с нами. Проект реализовывали во время пандемии, и его ход был нестандартным, отличался от предыдущего – автоматизации общего документооборота. Приятно, что команда все равно была с нами, просто по другую сторону монитора. Такие ограничения открыли нам больше возможностей. Мы смогли спроектировать такой интересный продукт даже без очного присутствия исполнителя. Ближе познакомились с возможностями XXI века: исследование и проектирование проходило через Zoom, схемы процессов выстраивались в нотации BPMN. Для меня это был очень приятный опыт, который позже удалось применить. В результате приобрел полезные знания, работая в команде.
Это был не просто очередной проект, который надо внедрить, а нетривиальный участок жизни, во время которого я познакомился с интересными людьми, которые многому меня научили.
В 2019-2020 договорные документы согласовывались в исторической системе, получалось, что мы использовали два продукта, и только сейчас все топ-менеджеры начали смотреть в сторону Directum. Пока еще не поступало ни одного отрицательного отзыва о системе. Может, поначалу было непривычно работать в новом пространстве. Но мы постарались сделать систему максимально удобной. Договорной блок выстроен по той же логике и из тех же частей, что и общий документооборот на прошлом проекте, чтобы подход к работе с документами был одинаковым.
Уже 80-90% документов переведено в электронный вид. Если говорить о работниках среднего звена, то все они работают с электронными документами.
Руководители высшего звена вынуждены еще частично обрабатывать информацию с бумажных носителей. Специфика и объем документов, с которыми они работают, пока не позволяют полностью избавиться от бумаги. Документы рассматриваются в ЭДО, но не все из них можно подписать в электронном виде. В том числе, потому что не все контрагенты сейчас к этому готовы. Пока ориентируемся на те условия, в которых живет рынок. Но мы над этим работаем.
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Комментарии (2)
Айрат, ознакомился с описанием проекта - заинтересовал.
Появились вопросы:
1) В "результатах" указано, что в зависимости от параметров документа система сама определяет согласующих. Хочу уточнить: какие параметры используются для определения согласующих? Напрашиваются: тип документа, сумма, типовой/нетиповой - но, возможно, какие-то более интересные комбинации использовали?
И если использовалось большое количество параметров, то, конечно, встает вопрос: на сколько гибкий инструмент у администратора для настройки подбора согласующих в зависимости от параметров договора? (есть какой-то справочник-матрица?)
2) Проект охватывал процессы закупочной деятельности. В карточках документов вводится довольно много финансовой информации. Логичной была бы настройка передачи этих данных в учетную систему, однако в описании об интеграции не упоминается. Такая задача не ставилась?
Константин,
"Матрица согласования" - это, наверное, одна из ключевых сущностей в данном проекте. Она формализует порядок согласования не только договоров, но и разрешений на заключение договоров, заявок на включение в план закупок. Проектирование матрицы оказалось непростым, творческим процессом. В итоге получился не один "справочник-матрица", а несколько: "Правила добавления согласующих", "Правила исключения согласующих", "Настройка доступа и согласования договорных документов в подразделении" и др.
Кроме очевидных параметров как вид договорного документа (договор, доп. соглашение, агентский договор, счет на оплату, нефинансовое соглашение), доходный/расходный, сумма, типовой/нетиповой, матрица определяет состав согласующих в зависимости от следующих факторов: проходил ли договор процедуру конкурентной/неконкурентной закупки, к какой категории относится (отдельно выделены виды аренды, благотворительность и займы, виды нефинансовых соглашений).
Как видите, "под капотом" заложена сложная логика, но для конечного пользователя это выглядит как магия и волшебство: нажимаешь одну кнопку и умная система сама всё делает. Наверно, лучше самого заказчика и конечных пользователей результат никто не оценит. Интервью заказчика можно почитать на vc.ru
Касательно учетной системы и интеграций - это следующий шаг на развитие. Если вы ознакомились с интервью выше, то заказчик делает упор на "беспрерывное движение информации из одного сектора в другой и минимизацию человеческих трудозатрат". Данным проектом закрыт ключевой сектор по подготовке к закупке и заключению договорных документов. Следующий сектор - это взаимодействие с внешними контрагентами через электронно-торговые площадки и корпоративными учетными информационно-управляющими системами. С ними будет выстраиваться двустороннее интеграционное взаимодействие.