пользователей, охваченных автоматизацией по проекту
автоматизированных топ-менеджеров, работающих в системе
документов создано за ОПЭ
документов согласовано
ООО «АШАН» успешно завершил проект по автоматизации договорного документооборота. Команда специалистов АШАН и ООО «Рокитсофт» внедрила в инфраструктуру систему электронной валидации договоров (СЭВД) на базе платформы Directum RX. Теперь все процессы работы с договорами — от создания документа, его внутреннего и внешнего согласования до передачи в архив — переведены в электронный вид. Внедрение системы позволит АШАН сократить время согласования договоров и обеспечит прозрачность процесса внутри компании.
С учетом внутренних бизнес-процессов была структурирована система жизненного цикла договорных документов, включая оценку рисков контрагентов. Используя существующие шаблоны документов, были настроены более 100 вариантов договорных документов и усовершенствована работа более чем 10 тыс. участников договорных отношений. Более 30 различных критериев матрицы согласования позволяют участникам процесса наиболее точно выбрать шаблон договора, его условия, согласующих лиц, статьи расходов и пр. Автоматическая рассылка уведомлений, напоминаний и задач на почту участникам процесса позволяет оперативно задействовать всех заинтересованных лиц и увеличивает скорость обмена информацией.
АШАН — территориально-распределенная организация со множеством юридических лиц, магазинов, складов. АШАН сотрудничает с тысячами поставщиков и ежегодно заключает более 16 тыс. договорных документов.
АШАН и её дочерним компаниям в Российской Федерации (АШАН Ритейл Россия) требовалась единая информационная система для оперативного и прозрачного ведения договорного документооборота. Для повышения эффективности бизнеса компания приняла решение отказаться от согласования документов на бумаге или по электронной почте. Ведь такой подход исключит вероятность потери документов, увеличения сроков их визирования и нарушений утвержденной в организации процедуре валидации.
Таким образом, АШАН требовалось внедрение системы, которая бы обеспечила процессы:
В рамках проекта было необходимо обеспечить доступом к системе более 1 тыс. пользователей, охватив следующие подразделения АШАН и группы компаний:
Кроме того, система должна предусматривать возможность увеличения суммарного количества пользователей до более чем 30 тыс. человек.
В рамках проекта были поставлены следующие цели:
Для этого было необходимо:
В рамках реализации проекта было необходимо создать следующие модули системы:
Для выполнения проекта был использован следующий функционал системы Directum RX:
Для создания единого информационного пространства и обеспечения сквозных бизнес-процессов между системами АШАН были выполнены работы по интеграции:
В рамках проекта были автоматизированы 3 больших блока бизнес-процессов:
Исторически в компании АШАН используется большой набор ИТ-решений для управления бизнес-процессами — EDI, ЮЗДО, BPM-система, корпоративный портал и другие. Но для договорных процессов отдельная система не предусматривалась.
Несколько лет назад компания запустила стратегию по цифровой трансформации и оптимизации процессов для повышения эффективности бизнеса. В связи с чем было принято решение о комплексной автоматизации, в том числе договорного документооборота и делопроизводства.
В сентябре 2021 года было принято решение в пользу системы Directum RX и компании ООО «Рокитсофт» в качестве исполнителя проекта.
Сроки выполнения проекта составили чуть меньше года: декабрь 2021 – ноябрь 2022 гг. Проект включал в себя следующие этапы:
С декабря 2022 года — техническая поддержка и развитие внедренной системы.
На этапе инициации проекта была определена рабочая группа проекта, утвержден детальный план-график и устав проекта.
Для ведения проекта был выбран итерационный, основанный на принципах Agile и Scrum. Это позволило оперативнее реагировать на изменения требований, в более короткие сроки предоставлять результаты для рабочей группы проекта и эффективнее определять приоритетность реализации требований.
На этом этапе был проведен комплексный анализ процедуры валидации документов, а также организованы интервью с экспертами и владельцами бизнес-процессов в АШАН. По его итогам удалось структурировать разрозненную информацию по регламентам согласования документов. Это помогло привести бизнес-процессы к единому стандарту.
В виду необходимости хранить достаточно большой объем персональных данных с соблюдением требований информационной безопасности было принято решение развернуть систему Directum RX в ЦОД АШАН. Для это было необходимо выполнить следующие задачи:
В связи с большим количеством подразделений, магазинов и складов в АШАН исторически сложился многоступенчатый процесс валидации договоров. По каждому конкретному документу требуется корректно определить состав участников процесса. Поэтому чтобы соответствовать утвержденной процедуре согласования, система должна учитывать разные условия и исключения. В результате были адаптированы карточки договорного документа и разработана специальная матрица согласования. Матрица учитывает все условия процедуры, а также ряд сопутствующих справочников, которые были необходимы для её корректной работы.
Карточка договорного документа содержит более 50 основных атрибутов, на основании которых система определяет участников визирования и их последовательность, представленных в матрице визирования.
На вкладке представлены основные реквизиты договорного документа
Любой поставщик, который принимает участие в тендерах либо с которым заключается контракт, проходит процедуру проверки от специализированных служб АШАН для определения уровня его благонадежности. Данная информации фиксируется на соответствующей вкладке документа. К установленной оценке риска обращаются участники визирования для формирования заключения и принятия решения о согласовании документа.
Вкладка предназначена для автоматического заполнения участников визирования на основании заполненных атрибутов на вкладке «Свойства» и выставленных настроек в матрице согласования. При необходимости пользователю доступно добавление дополнительных визирующих. Однако удалить визирующих, которых система подобрала автоматически, невозможно.
На вкладке фиксируется информация исключительно по этапам согласования, с вариантами выполнения заданий визирующих, комментариями участников, сведения о делегировании согласования, а также информация о количестве кругов согласования.
Содержит сведения о всех этапах процесса от создания документа до передачи в архив с отображением информации о выполненных, текущем и будущих этапах процесса, сроков каждого этапа и приблизительным сроком завершения процесса.
Матрица представляет собой отдельный справочник, в записи которого можно прописать свойства договора и необходимых участников согласования. Запись справочника разбита на следующие основные вкладки:
Свойства
На вкладке представлены основные свойства договора, по которым система определяет какое из правил необходимо «подставить» в момент вычисления согласующих в карточке договорного документа. Основные свойства: Виды документов, Предмет договора, Типовой, Нетиповой, Расходный, Доходный, Нефинансовый, Подразделение инициатора.
В случае, если правило применимо для всех подразделений департамента, реализована возможность массового заполнения табличной части подразделений, для этого требуется нажать кнопку «Заполнить подразделение», указать головное, система автоматически заполнит все подчиненные.
Обязательные визирующие
На вкладке заполняются обязательные визирующие для данного правила. Выбор исполнителей может производиться из справочника Роли, Сотрудники либо из дочерней записи справочника матрицы согласования. Дополнительно реализована возможность установки приоритета для каждого согласующего, на основании приоритета определяется последовательность согласующих.
Дополнительные визирующие
На вкладке заполняются визирующие, которые назначаются при определенных условиях/свойствах договорного документа.
Реализовано порядка 30 свойств договорного документа, на основании которых может быть вычислен участник визирования. Примеры некоторых свойств: валюта, вид договора, нестандартные финансовые обязательства, корпоративное одобрение, условия оплаты, центры результатов и т.д.
Данная матрица позволяет учесть все нюансы вычисления участников согласования, а также позволяет администраторам СЭВД АШАН самостоятельно корректировать существующие правила либо создавать новые.
Для удобства администрирования системы все основные справочники были вынесены на отдельную обложку:
На этом этапе был проделан большой блок работ по структурированию архива в сетевых папках компании для выявления пула документов, подлежащих миграции в СЭВД.
Для проведения миграции были разработаны 3 отдельных загрузчика документов – для архивов бухгалтерии, недвижимости и юридического департамента – с четко прописанной логикой работы. Первый этап миграции данных занял порядка 2-х недель. Далее в рамках опытной эксплуатации добавлялись дополнительные документы, которые было необходимо занести в СЭВД. Дозагрузка документов производилась на регулярной основе раз в неделю.
Итогом работ является:
Проводилось обучение сотрудников всех структурных подразделений: центрального офиса, коммерческой дирекции, магазинов, складов. В связи с распределенной структурой АШАН обучение проводилось в очно-заочном формате. Сотрудники были разбиты на группы со схожими функциональными обязанностями. Общее число прошедших обучение составляет порядка 500 сотрудников.
В рамках промышленной эксплуатации ответственные за СЭД сотрудники заказчика самостоятельно проводят регулярные обучения для новых пользователей системы.
Опытная эксплуатация СЭВД проходила в два этапа – сначала в центральном офисе, и далее постепенно подключались региональные магазины и склады. Такой подход позволил:
За 1,5 месяца опытной эксплуатации в системе удалось:
Командой проекта было принято решение применять итеративный подход к реализации – на регулярной основе все доработки системы демонстрировались заказчику с целью получить обратную связь. После предварительного согласования реализации выполненные доработки фиксировались в частном техническом задании и техническом проекте. Данный подход позволил:
Помимо того, что почти все утверждающие подписывают документы на основании выданной доверенности, компания АШАН является участником эксперимента по переходу на машиночитаемые доверенности (МЧД). Поэтому в рамках проекта было необходимо провести подготовительные работы к будущему переходу на МЧД в системе Directum RX. Для этого была проведена аналитика нормативной документации и опрошены ключевые специалисты заказчика, а в системе начат учет бумажных доверенностей при помощи функциональности решения «Делопроизводство».
В рамках проекта было созданы / доработаны следующие объекты системы:
Система затронула все структурные подразделения компании, позволила исключить рутинные операции, повысила прозрачность бизнес-процессов и исполнительскую дисциплину при согласовании документов.
За период пилотной эксплуатации в системе уже создано более 16 000 документов, без учета архивных. При этом согласовано более 10 000 документов.
В целом отзывы о работе системы положительные, встречаются отдельные сложности в пользовании системы, особенно в тех отделах, которые ранее минимально работали в корпоративных системах. Внедрение системы позволило проводить предметную аналитику процессов согласования, выявлять «узкие места», и сделать упор на оптимизации именно тех. процессов, которые вызывают задержки.
«Проект является одним из шагов в рамках стратегии компании по цифровой трансформации и оптимизации бизнес-процессов. Мы остановили свой выбор на Directum, так как это решение для нас в наилучшей степени отражает запрос бизнеса. Следующий этап – с участием партнера ООО «Рокитсофт» мы перейдем на электронное подписание договоров, обмен электронными документами с контрагентами и автоматизируем выдачу доверенностей, цифра которых в год у нас не менее, чем количество договоров», —
Павел Громов,
к.ю.н., директор Юридического департамента АШАН Ритейл Россия.
От компании АШАН:
От ООО «Рокитсофт»:
В планах на 2023 год прорабатываются следующие направления по развитию СЭД:
Илья Кубышин – менеджер проекта.
Идея внедрения единой Системы согласования и хранения договорных документов витала в компании довольно долго и когда было принято окончательное решение «GO», для меня и для всей команды это стало профессиональным вызовом.
Компания всегда выделяла для себя приоритет участия всех сотрудников в улучшении работы. С одной стороны это классно – много идей и предложений, но с другой это порождало много споров о том, что нужно, а что избыточно.
Для меня как для как менеджера проекта это был личный челендж – столько участников, столько разных мнений, идей, пожеланий и все это надо объединить, отбросить лишнее. Но уже сейчас можно видеть как сотрудники адаптировались к работе в новой системе и как ускоряется процесс согласования это приносит удовлетворение проделанной работой.
В дальнейших планах у нас продолжить оптимизацию процесса согласования, сделать его еще быстрее и удобнее, перейти на подписание договоров УКЭП и полностью отойти от бумаги.
Опубликовано:
30 марта 2023 в 08:57
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Комментарии (1)
Лучший проект! Желаю удачи:)