пользователей
сотрудников подключились к КЭДО
топ-менеджеров работают в системе
сократились расходы на материальные ресурсы
общая ожидаемая экономия по итогам внедрения
«ЮТэйр» — российская авиакомпания. Вместе со своими дочерними структурами образует один из крупнейших в стране авиахолдингов — Группу «ЮТэйр», которая выполняет пассажирские и грузовые авиарейсы по России и за рубежом.
В связи с растущими потребностями во внедрении новых технологий и импортозамещении устаревшего ПО руководство компании еще в 2018 году приняло решение о переходе на новую, современную систему управления документами с поддержкой всех актуальных функций и механизмов для электронного подписания.
Интерес к кадровому электронному документообороту (КЭДО) в Группе «ЮТэйр» возник в период пандемии, когда специалистам кадровой службы приходилось подписывать документы с работниками дистанционно. Обширная география присутствия компании, а также разъездной и дистанционный характер работы сотрудников подкрепили намерение перейти на КЭДО.
Группа «ЮТэйр» стремится обеспечить комфортный формат взаимодействия работника и работодателя. Переход в цифру был призван упростить и улучшить коммуникацию, а также сделать компанию более привлекательной на рынке труда, ведь КЭДО дает больше возможностей для удаленного трудоустройства.
Еще одной предпосылкой стало вступление в 2021 году в силу законов 377-ФЗ и 407-ФЗ, которые дали бизнесу «зеленый свет» для внедрения кадрового электронного документооборота.
В качестве основы для цифровизации кадровых процессов выбрали систему Directum HR Pro.
Проанализировав массу вариантов на рынке, мы остановились на известном отечественном решении от компании Directum, так как для нас в первую очередь была важна поддержка производителя, возможность получения обновлений не реже 2-3 раз в год, наличие партнерской сети. Уже в 2020 году, когда пандемия бросила нам вызов, мы приняли решение о внедрении в первую очередь кадровых функций для своих сотрудников, так как этот блок не был покрыт автоматизацией практически никак.
Внедрение КЭДО на базе системы Directum HR Pro в Группе «ЮТэйр» стартовало в апреле 2023 года. В первую очередь в цифру решили перевести подачу заявления для получения различных справок от кадровой и бухгалтерской служб. Затем перешли к самому востребованному процессу оформления отпуска, который, в свою очередь, повлек изменение смежного процесса — управления личным составом и планирования летной работы.
В сентябре 2023 года начали эксплуатировать систему в двух Обществах Группы — сотрудники тестировали функциональность подачи заявлений. Параллельно велась подготовка к запуску модуля «Отпуска». С ноября 2023 по февраль 2024 года шло тиражирование решения еще на пять Обществ Группы. В результате суммарная численность пользователей преодолела отметку в 5000 сотрудников.
На старте провели предпроектное обследование, анализ потребностей и текущего состояния процессов. В том числе изучили географию сотрудников, каналы взаимодействия с ними, особенности работы ОЦО бухгалтерии и кадров.
Выполнили огромную работу по анализу способов обеспечения сотрудников сертификатами электронной подписи. Выбор пал на готовое решение от вендора — сторонний удостоверяющий центр (УЦ) Контур, т. к. при аккредитации УЦ возможно использование удаленной идентификации физ. лица при выпуске сертификата. За счет этого можно легитимно подтверждать личность и организовать удаленный прием на работу.
Важным решением было определить приоритеты процессов для запуска, понять, с чего начать. В итоге выбор пал на личный кабинет с заявлениями, чтобы научить сотрудников «простой» функциональности, проработать основные ошибки (подключение, подачу заявлений), а дальше — дозированно подключать к новым и полезным функциональным блокам.
Значимой вехой в проекте стал запуск функциональности по управлению отпусками. Новость о том, что теперь можно оформлять заявления на отпуск и его перенос в цифре, стала для сотрудников триггером к новой волне подключений. За первую неделю после выхода новости количество подключенных сотрудников возросло на 20%.
В Группе «ЮТэйр» внедрили систему Directum HR Pro версии 1.9 и личный кабинет. Также настроили интеграцию с учетной системой 1С:ЗУП в части получения организационной структуры и перечня сотрудников.
Теперь сотрудники отправляют заявления из личного кабинета и в любой момент могут увидеть количество доступных дней отпуска.
Функциональность «из коробки» не смогла закрыть все требования Группы «ЮТэйр». Базовые решения не совпадали с принятой методологией кадрового учета, возникли трудности при интеграции с учетной системой 1С:ЗУП.
По итогам тестирования «коробки» приняли решение отказаться от стандартного коннектора и разработать собственные механизмы интеграции. Они обеспечили эффективное взаимодействие систем и автоматизацию рутинных процедур, таких как смена паспортных данных, номера телефона сотрудника, автоматизация подключения/отключения сотрудника при изменении данных, добавление новых признаков сотрудника для обеспечения регламентации процессов в зависимости от вида персонала, корректного определения срока хранения документов.
Из-за того, что штатное расписание и фактическая организационная структура Обществ не совпадают, потребовалось ввести дополнительный признак у сотрудника — руководитель для согласования — с возможностью изменения вручную при подаче заявлений.
Для обеспечения эффективной и прозрачной работы сотрудников и исполнителей (ОЦО) модифицировали систему под свои требования.
Настройка оповещения о новых заданиях
Настройки адресного распределения
Настройки адресного распределения
Форма согласования отпуска с руководителем
Настройки регистрации и автоопределение в дело в зависимости от типа подписания и регистрации
Большое подспорье на старте такого проекта — описание бизнес-процессов “as-is”. Если оно есть, можно быстро определить узкие места и участников процессов, получателей результатов, показатели эффективности.
При разработке проекта “to-be” нужно включать в рабочую группу всех участников отдельно взятого процесса.
Важно совместно с рабочей группой оценивать риски от изменения стандартной функциональности системы, изменения существующего бизнес-процесса.
По возможности стоит адаптировать бизнес-процессы под готовые решения без кастомизации.
Для привлечения сотрудников к переходу на КЭДО необходимо уделить время маркетингу — агитации, консультациям и т. д. Также лучше выбрать процесс, который поможет быстро завоевать доверие сотрудников: несложный и популярный. В этом случае можно быстро оценить результат. Оптимальный в этом отношении — оформление отпуска.
После того, как сотрудники Группы «ЮТэйр» узнали, что в личном кабинете доступно оформление отпуска, количество человек, подписавших согласие на КЭДО, ежедневно увеличивалось. Появилась заинтересованность у самих специалистов кадровой службы к переводу сотрудников на КЭДО, так как эффект от внедрения стал сразу же виден.
Изменения коснулись всех работников Группы «ЮТэйр» (наземный, летный, технический персонал) и топ-менеджеров от начальников отдела/служб/цехов/летных отрядов до заместителей и директоров Обществ. К системе Directum HR Pro подключены руководители штатных подразделений, а также ответственные за обеспечение процессов сотрудники:
В результате проекта:
Кадровые процессы стали прозрачными: все изменения отслеживаются в системе, налажен контроль за согласованием документов, риск допустить ошибку при оформлении документов минимальный.
Планирование, согласование, перенос отпусков идут проще и быстрее. Остатки доступных дней отпуска и пересечения дат отдыха теперь видны как сотруднику, так и руководителю при согласовании заявлений вне графика или на перенос отпуска. График отпусков всегда под рукой у руководителя. Сотрудник в любой момент может увидеть количество доступных дней отпуска
Существенно сократились время и трудозатраты на печать, доставку, обратную пересылку документов от исполнителей до сотрудников.
За первый месяц эксплуатации за счет отказа об бумаги удалось исключить из документооборота порядка 3 тысяч документов. При этом охват проекта на момент запуска оформления отпуска — 40% от всего персонала. Прогноз — 10 тысяч документов в месяц.
У сотрудников появилось «единое окно» для взаимодействия с работодателем, за счет чего повысилась их лояльность.
Некоторые подразделения/Общества с энтузиазмом восприняли внедрение новой функциональности и показали колоссальные показатели подключения и дисциплины: более 90% сотрудников подключились в первую неделю, через месяц показатель вырос до 96%. Пользователи подчеркивают удобство и простоту использования, дружелюбный интерфейс системы, простое и быстрое подключение к КЭДО, прозрачную работу.
Заинтересованность ответственных специалистов после внедрения помогла обеспечить информированность сотрудников, организовать первую линию поддержки, а также сократить случаи нарушения закрепленных процедур, т.к. в КЭДО сотрудникам пришлось подстраиваться под ограничения системы.
Процесс |
Было |
Стало |
Оформление отпуска |
||
Подача заявления на отпуск и его согласование |
от 1 часа до 3х дней |
от 5 мин до 3х дней |
Формирование и передача приказа на подпись (1 документ) |
6 мин |
3,5 мин |
Регистрация приказа и помещение его в дело |
3 мин |
1 сек |
Фиксация переноса отпуска |
3,5 мин |
0 мин |
Возврат оригинала приказа (время ожидания) |
от 48 ч до 14 дней |
от 1 мин до 2 дней (пока не налажена исполнительская дисциплина, переходный период) |
Рассылка уведомлений об отпуске |
||
Формирование и рассылка |
7 мин |
0 мин |
Подписание доп. соглашений по оплате труда |
||
Оформление |
5 мин |
5 мин |
Отправка сотрудникам, контроль подписания, возврат подписанного документа от сотрудника |
от 2х дней до 1го месяца (для удаленных сотрудников) |
от 5 до 10 минут |
Подача заявлений идет быстрее в 5 раз, исполнение процесса подтверждения отпуска ускорилось также в 5 раз, оформление отпуска вне графика — в 3 раза.
По состоянию на середину февраля 2024 года в справочнике «Отпуска» 13 165 записей, из них 8278 по сотрудникам, подписавшим согласие на КЭДО. Это значит, что должно быть сформировано столько же уведомлений. На бумаге на их формирование и рассылку ушло бы 965 ч/часов или 120 ч/дней.
Также в системе 539 приказов. На их формирование, регистрацию, передачу на подпись и помещение в дело в электронном формате ушло 32 ч/часа. На бумаге потребовалось бы около 80 ч/часов.
По предварительным подсчетам переход на КЭДО позволит сэкономить более 200 тыс. документов в год и сократить операционные издержки на 100 млн. рублей.
В ближайшем будущем планируется добавление новых видов отпусков (без сохранения, ученический, по коллективному договору), а также настройка процессов отмены/отзыва из отпуска (по инициативе сотрудника и работодателя).
Еще в планах:
Для сотрудников важна возможность создавать отчет по командировкам и служебным поездкам полностью в электронном виде. В текущем году будет реализован смежный проект по взаимодействию с сервисом агрегатора для оформления авансового отчета через личный кабинет с получением подтверждающих документов онлайн.
На 2025 год запланирован полный переход из текущей системы документооборота, внедрение модуля «Делопроизводство», системы исполнения поручений, перевод управления ЛНА и многих других видов внутренней документации в электронный вид.
Один из ключевых проектов на 2024-2025 год — внедрение долговременного архива для юридически значимого хранения электронных документов и обеспечение процедур по подготовке к сдаче и приемке в архив документов (как бумажных, так и электронных).
Со стороны заказчика в команду вошли заместитель генерального директора по административной работе, представители бухгалтерской и кадровой службы, а также правового управления. Их основными задачами были организация работы с персоналом, тестирование решений, формирование бизнес-требований.
Состав команды «ЮТэйр»:
Участники команды со стороны исполнителя — руководитель проекта, 2 аналитика, 1 разработчик (со стороны ИТ), специалисты по инфраструктуре и ИБ. Их задачи: предпроектный анализ, описание процессов “as-is” и “to-be”, обеспечение работы системы, развертывание двух тестовых контуров, настройка и модификация решений, тестирование и сдача решений рабочей группе, оформление инструкций для сотрудников, проведение опытно-промышленной эксплуатации, сопровождение и техническая поддержка.
Для меня данный проект — ключевой в жизни Авиакомпании и в моей профессиональной карьере, т. к. это очень сложный и одновременно интересный опыт. За время работы над проектом мы с командой прошли через разные ситуации: от отрицания необходимости внедрения сотрудниками, гнева на команду за затягивание проекта, в итоге торгов за реализацию только нужных функций и в конечном итоге успешного принятия системы.
В Авиакомпании мой путь начался с 2019 года, я побывал на разных позициях и в разных командах — собственная разработка продукта, корпоративные сервисы, ЭДО. Сейчас моя команда занимается обеспечением и развитием систем, связанных с документооборотом: финансовый, договорной, внутренний, кадровый.
Сергей Шитов
Руководитель проекта, начальник управления электронного документооборота ООО «ЮТэйр-ИТ» (дочернее общество Группы «ЮТэйр»)
Опубликовано:
6 марта в 14:28
Обсудите реализацию с экспертом Directum