пользователей охвачены автоматизацией по проекту
автоматизированных руководителей и директоров
увеличивалось количество правовых актов, которые создаются и обрабатываются в системе
После успешного опыта цифрового согласования правовых актов регионального уровня заказчик принял охватить автоматизацией согласование правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Правительство Курганской области – высший исполнительный орган государственной власти региона, возглавляемый Губернатором. Систему ОИГВ Курганской области образуют 11 департаментов, 7 управлений, 1 комитет и 1 инспекция, являющихся самостоятельными юридическими лицами с собственным делопроизводством.
Деятельность органов государственной власти характеризуется специфическими процессами, которые основываются на регламентах, установленных законодательными актами. Один из таких процессов – работа с правовыми актами.
Сотрудничество Правительства Курганской области со СТАРКОВ Групп началось в 2020 году с проекта Единая система электронного документооборота региона на платформе Directum RX в Курганской области.
После двухлетнего опыта работы в системе по процессам согласования правовых актов регионального уровня, заказчик принял решение пересмотреть подходы к организации процесса и дополнительно включить согласование правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Для универсализации процессов и упрощения их администрирования решили выстраивать процессы на основе задачи на согласование по регламенту. Благодаря такому подходу появилась гибкая настройка процессов для каждого из уровней власти.
Заказчиком выступил Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области.
В качестве исполнителя проекта выступила компания ООО «СТАРКОВ Групп».
Проект стартовал в начале января 2023 года и был разделен на несколько этапов:
Перечисленные этапы были завершены к концу декабря 2023 года. На текущий момент проект передан в отдел поддержки клиентов.
Основные цели проекта:
Для достижения вышеперечисленных целей было необходимо обеспечить выполнение ряда важных задач:
На проекте использовался логико-структурный подход управления. В его рамках были выстроены контуры ответственности и схема их взаимодействия, что позволило оперативно реагировать на ход проекта и вносить необходимые корректировки в процесс (Рисунок 1. Контуры ответственности на проекте).
Данный подход, с одной стороны позволил высвободить ресурсы руководителя проекта (РП) на задачи управления и оптимизации работы команды, с другой стороны повысил эффективность работы команды, за счет высвобождения ресурсов и распределения ответственности по контурам. Благодаря этому внутрикомандное взаимодействие структурировано таким образом, что каждый член команды понимал, к кому с каким вопросом следует подойти и какую ответственность несет контур в общем, с точки зрения результата по проекту.
Рисунок 1. Контуры ответственности на проекте
Для выполнения поставленных целей и задач был разработан новый модуль – "Правовые акты", который учитывает последовательность этапов согласования правовых актов и сопутствующие процессы, такие как:
Решение включает два модуля: «Правовые акты» и «Настройки системы». Модуль Правовые акты (Рисунок 2. Обложка модуля «Правовые акты») предназначен для работы пользователей с соответствующими документами. Модуль Настройки системы используется Администраторами для настройки процессов (Рисунок 3. Обложка модуля «Настройки системы»).
Рисунок 2. Обложка модуля «Правовые акты»
Рисунок 3. Обложка модуля «Настройки системы»
С правовыми актами работают разные уровни власти (Правительство и Аппарат Губернатора, органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления). Для учёта особенностей каждого уровня власти были созданы различные типы документов с целью разграничения правовых актов.
С целью разделения маршрутов выполнена модификация справочника Правила согласования. Добавлено свойство Тип согласования, от которого зависит внешний вид задачи и, соответственно, маршрут согласования (Рисунок 4. Типы согласования правовых актов).
Рисунок 4. Типы согласования правовых актов
Рассмотрим более детально процесс согласования правовых актов Правительства области. Весь процесс разделен на этапы (Рисунок 5. Схема работы с правовыми актами). Каждый этап представляет собой отдельную задачу по согласованию в соответствии с регламентом. Возможность запуска следующего этапа зависит от завершения предыдущего, например, согласование с Аппаратом Губернатора не может начаться, пока документ не будет согласован руководителем организации, разработавшей проект правового акта. В рамках процесса выделены следующие блоки:
Рисунок 5. Схема работы с правовыми актами
Рисунок 6. Этапы согласования проектов правовых актов
Пользователю не нужно тратить время на выбор регламента и определения следующего действия. Каждый из регламентов подбирается автоматически в зависимости от статуса документа.
Создано правило автоматического назначения доступа к юридическим документам только на основе их регистрации. Этот механизм включает в себя справочник и фоновый процесс.
Для удобства работы сотрудников, отвечающих за выпуск правовых актов Правительства области и контролирующих процесс согласования, разработан дополнительный функционал запуска задач из карточки документа (Рисунок 7. Меню Отдел выпуска НПА). Функционал позволяет на любом этапе жизненного цикла документа:
Рисунок 7. Меню Отдел выпуска НПА
Реализован функционал государственной регистрации для органов исполнительной власти Курганской области. Он включает в себя простановку дополнительного штампа с данными о государственной регистрации, настройку и расположение штампов, настройку формата номера регистрации (Рисунок 8. Отображение штампа государственной регистрации).
Рисунок 8. Отображение штампа государственной регистрации
Для упрощения процесса администрирования, настройка работы с процессами правовых актов теперь доступна на отдельной обложке модуля, что позволяет избежать необходимости переключения между различными модулями.
Для администрирования процессов органов исполнительной власти (далее ОИВ) разработаны справочники и вычисляемые роли, которые позволяют настроить маршрут согласования всех организаций в рамках схемы одного правила согласования и учитывают индивидуальность подбора ответственных за выполнение этапа (Рисунок 9. Справочник для вычисления исполнителей этапов в отдельной организации).
Рисунок 9. Справочник для вычисления исполнителей этапов в отдельной организации
При реализации схемы согласования правовых актов ОМСУ использовали опыт работы органов местного самоуправления в предыдущей системе: выстроенные регламенты обработки документов, специфику работы с документами. Разработаны дополнительные справочники для автозаполнения полей карточки документа и задачи в зависимости от организаций.
В качестве замены стандартного листа согласования разработан отчет, который отображает полную историю обработки документа. Добавлена возможность построения отчета по каждой версии документа (Рисунок 10. Отчет История обработки документа).
Рисунок 10. Отчет История обработки документа
Реализованы справочники «Категории», «Темы» для дополнительной классификации проектов правовых актов ОМСУ, в зависимости от которых выстраиваются различные схемы процесса обработки документов и предзаполняются карточки.
Создан механизм интеграции правовых актов с внутренней системой, в которой хранятся правовые акты ОМСУ.
Хочется отметить несколько интересных реализаций, которые отражают подход к работе с правовыми актами заказчика.
Работа с правовыми актами у заказчика ведется в разрезе версий документа. Пользователям важно понимать по какой версии документа проводились те или иные работы.
Изменена вкладка «Задачи». Информация на вкладке группируется по версиям документа (Рисунок 11. Отображение вкладки «Задачи» карточки правового акта).
Рисунок 11. Отображение вкладки «Задачи» карточки правового акта
Согласующим высшего звена и сотрудникам аппарата Губернатора, по аналогии с требованием выше, необходимо отображать процесс согласования проекта правового акта в разрезе версий документа. Для выполнения требования добавлен диалог с параметрами формирования отчета Лист согласования (Рисунок 12. Модификация отчета «Лист согласования»).
Рисунок 12. Модификация отчета «Лист согласования»
Ключевой результат – успешное внедрение функционала в установленные сроки. Внедрение является таковым в силу ряда причин:
«Внедрение нового функционала в сложных информационных системах – это серьезная задача. В нашем случае работа завершилась впечатляющими результатами. Реализована полноценная автоматизация следующих процессов: согласование, утверждение и опубликование правовых актов Правительства Курганской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Обеспечена прозрачность и понятность процессов, снижены риски нарушения законодательства и улучшена организация рабочих процессов».
Павлов Дмитрий Владимирович, руководитель проекта,
Начальник отдела информационных систем управления информатизации
Департамента информационных технологий и цифрового развития Курганской области.
Следующими шагами в развитии системы планируются:
Команда СТАРКОВ Групп
Команда Правительства Курганской области и департамента информационных технологий:
Опубликовано:
1 апреля в 13:59
Обсудите реализацию с экспертом Directum