корректность заполнения реквизитов карточки входящего письма
точность определения вопроса в обращениях граждан
сократилось время обработки одного документа
Правительство Тюменской области использует продукты компании Directum уже 14 лет. Все региональные и муниципальные органы власти региона, государственные учреждения работают в Directum RX. Охват системы — более 800 организаций и 24 тыс. сотрудников.
Правительство Тюменской области одно из первых:
Регулярно участвует в конкурсе Directum Awards со своими кейсами.
Развитие системы в Тюменской области продолжается и охватывает новые области деятельности госорганов.
Каждый день в органы государственной власти региона поступает множество документов, они делятся на два основных потока:
Оба вида документов обрабатываются по своим правилам, закрепленным на федеральном уровне и зафиксированным в 59-ФЗ. Но есть и общее — документ и приложения к нему нужно занести в систему. А после — заполнить карточку с реквизитами.
Чтобы обработать обращения граждан, специалист вычитывает текст, определяет вопрос по Типовому общероссийскому тематическому классификатору (а это 1221 вопрос!), выгружает результаты рассмотрения обращений на портал ССТУ. Далее информация анализируется и контролируется в разрезе этих вопросов (Указ Президента РФ № 171 от 17.04.2017г. «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций).
Если документы поступают по МЭДО, через ПОС, с Портала услуг Тюменской области или из интегрированных с Directum RX систем, то пользователям не нужно выполнять большинство из перечисленных действий. Карточка документа создается и заполняется автоматически, с ней связывается документ и приложение. В ряде случаев в систему передается информация о вопросах для обращений граждан, остается только направить документ в работу.
Однако при поступлении документов на официальную электронную почту или в бумажном виде регистрировать их приходится вручную. В итоге тратится большое количество времени. Чтобы сократить рутину, Правительство Тюменской области использует искусственный интеллект.
Цифровизация операций с применением интеллектуальных инструментов:
Задачи:
Важно, чтобы новая функциональность органично встроилась в существующие процессы работы и не осложняла работу пользователей.
Проект длился с сентября по декабрь 2024 года. На данный момент идет тиражирование функциональности на органы исполнительной власти региона.
В ходе этого этапа изучили формы документов, особенности их поступления и занесения в разных организациях.
Собрали статистику по вопросам обращений граждан за последние 5 лет: какие вопросы наиболее часто встречаются в обращениях и сколько из них необходимо включить в классификатор, чтобы охватить максимальное количество вопросов как по отдельным организациям, так и по совокупности в целом.
Провели демонстрацию коробочной функциональности для ключевых пользователей, чтобы собрать обратную связь. На основании полученной информации разработали проектные решения.
На этом этапе определили необходимое количество документов и критерии, по которым их необходимо выгружать из продуктивной системы для проведения обучения. Далее выполнили выгрузку, после чего коллеги из Directum провели обучение и тестирование. Сделали несколько итераций для достижения наилучшего результата.
Разработчики Directum реализовали поиск, замену в документах и удаление дублей записей справочника «Организации», новую задачу на верификацию, модифицировали процесс захвата документов из электронной почты и «горячей» папки, добавили ряд доработок для узкоспециализированных кейсов (например, извлечение и распознавание текста электронного письма, алгоритм определения ведущего документа в комплекте, дополнительные условия для поиска и закрытия дублей справочника «Организации» и т.д.).
Пилотирование решения прошло в Департаменте Информатизации и Центре информационных технологий Тюменской области.
Делопроизводители обрабатывали реальную корреспонденцию с использованием механизмов Ario, давали обратную связь по скорости и точности занесения документов, классификации и заполнению реквизитов карточек. На основании этой информации вносились правки в конфигурацию системы, выполнялось дообучение моделей и классификаторов.
Все входящие письма и обращения граждан, которые поступают по электронной почте или в бумажном виде, обрабатываются по схеме:
После распознавания текста и извлечения фактов сервисы искусственного интеллекта автоматически классифицируют документы по типу – входящее письмо или обращение гражданина. Для входящих писем автоматически заполняются следующие реквизиты карточки:
Для извлечения реквизитов используется модель, входящая в комплект поставки Directum RX Intelligence. Специально для проекта ее дообучили на документах, характерных для госорганов. Это улучшило качество заполнения реквизитов.
В корреспонденции достаточно часто встречаются судебные повестки по форме 30-СДП, которая отличается от стандартной формы входящего письма. Так как таких документов много, то было принято решение обучить для них отдельную модель извлечения фактов. Провели эту работу совместно с коллегами из Directum.
Если на обработку поступило обращение гражданина, то по Общероссийскому тематическому классификатору определяются вопросы, к которым его можно отнести. Для этого используется multi-label-классификация, то есть для каждого обращения определяется не один вопрос, а три наиболее подходящих по смыслу. В зависимости от вероятности принадлежности обращения к этим вопросам в карточке обращения может быть заполнен один, два, три вопроса или не заполнено ни одного. При этом границы вероятностей настраиваются в специальном справочнике, вопросы, которые определили ИИ-сервисы, все равно отображаются для пользователя в виде хинта-подсказки. Кроме того,
если обращение поступило с сопроводительным письмом, то регистрационные данные и корреспондент подтягиваются в соответствующие поля карточки обращения.
Для задания на верификацию документов предусмотрен удобный интерфейс, в котором можно:
Делопроизводителю доступны все необходимые действия для работы с документами – перекомплектование, удаление лишних документов, смена типов документов, отправка уведомлений о получении обращения по электронной почте, автоматическая простановка визуальной отметки о регистрации на документ и т.д.
После проверки документов и автоматически заполненных реквизитов делопроизводителю остается только отправить документ в работу.
Одновременно с этим в системе в фоновом режиме работает механизм поиска и удаления дублей контрагентов из справочника «Организации». Общий алгоритм работы механизма следующий:
По результатам работы ФП каждой организации может быть присвоен один из статусов: «Оригинал», «Дубль» и «Возможно дубль». Если системе не удалось однозначно определить, является ли организация дублем, то сотрудникам, указанным в специальной роли, приходит задание на ручную обработку организации-оригинала и возможных дублей. Сотруднику остается только проверить, являются ли дублями организации в задании, установить для них соответствующий статус и указать оригинал. За счет использования нечеткого поиска удается находить похожие записи, даже если их наименования не совпадают полностью или часть данных отсутствует. Задача на ручной разбор дублей реализована с использованием no-code, поэтому может быть настроена под потребности пользователей без разработки.
Верхнеуровневый алгоритм поиска дублей
Таким образом, в рамках проекта нам удалось реализовать как обработку документов с использованием ИИ-инструментов, так и механизм, повышающий качество данных, на основании которых выполняется заполнение реквизитов.
Конечно, подобные инновационные проекты всегда сопряжены со сложностями и этот не стал исключением. Вот некоторые из них:
Цели и задачи, поставленные на старте проекта, достигнуты. Что сделали:
Данный проект – это наш первый опыт встраивания искусственного интеллекта в рабочие процессы. Сейчас в планах:
Сотрудники Департамента информатизации Тюменской области
Сотрудники ГКУ ТО «ЦИТТО»
Представители Directum
Опубликовано:
27 марта в 08:35
Обсудите реализацию с экспертом Directum