Ранее в статье «Мотивируем сотрудников при внедрении СЭД» рассматривался вопрос мотивации сотрудников госсектора и частных организаций при внедрении. Выводы оказались достаточно спорными и применимыми для организаций обоих типов. Хотела бы продолжить эту беседу и предложить на обсуждение обзор особенностей организаций с точки зрения внедрения СЭД, а также выделить те стереотипы, которые влияют на нашу работу и взгляд на реальные потребности организаций.
Так ли низка мотивация сотрудников госорганизаций, как кажется? На этот вопрос можно ответить, поняв, чем сейчас является госсектор.
1. Госсектор – это система стереотипов, тяжело поддающаяся изменениям.
Это мнение само по себе является стереотипом. Госсектор на сегодняшний день – это открытая площадка технологических, информационных и технических испытаний. Динамика развития автоматизации госструктур задана законодательно (Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральные законы).
В области СЭД следует отметить Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 2 сентября 2011 г. N 221, который пусть рамочно, но очерчивает требования к системам документооборота в государственных органах.
Как видим, проблем для внедрения СЭД в госорганах, в виде отсутствия инициативы сверху нет.
2. Госсектор – сплошь бумажная рутина, не видящая выгод избавления от бумаги или улучшения процессов.
Тоже не совсем верный тезис, который по инерции повторяют многие из нас. Как отметил Заместитель директора департамента делопроизводства и архива Правительства РФ С. Жук: « Практически в любом госоргане внедрены и используются решения, относящиеся к классу систем управления документами (автоматизированные системы делопроизводства, системы электронного документооборота, электронные архивы и т. п.), обеспечивающие обработку документированной информации, представленной в электронном виде, а также учет движения и действий с традиционными документами, исполненными на бумаге и иных типах материальных носителей (причем, чем выше уровень госоргана, тем более сложными и функциональными являются эти решения)».
Поэтому сейчас приходя внедрять СЭД в госорганы можно не бояться, что сотрудники организации не умеют работать с системами подобного класса. Скорее следует учесть, что у них будут более предметные требования к новому продукту, если появилась необходимость замены старого.
3. Госсектор – это сотрудники, которые боятся быть уличенными в безделье.
Думается, сотрудники, которые боятся быть замеченными в безделье – это в принципе явление вне формы собственности организации. Что касается инертности сотрудников госорганизаций, большая их часть несет не только личную ответственность за выполнение своих функций перед организацией, но часто и уголовную ответственность. Их кажущаяся настороженность – это желание видеть предлагаемый продукт проработанным с точки зрения безопасности работы с информацией.
4. Сотрудники госсектора не имеют личной материальной выгоды от внедрения СЭД, следовательно у них низкая мотивация повышения эффективности своей работы.
Зарплата госслужащих формируется, в том числе, и из премиального фонда, а премиальный фонд учитывает результативность действий сотрудников по выполнению плановых показателей. Кроме того, область информационных технологий в госсекторе – это всегда потребность в профессионализме, который повышается с внедрением нового продукта. Если показать это сотрудникам Заказчика, то я уверена, что это не тот тезис, который будет мешать внедренцу на проекте.
5. Деятельность организаций госсектора строго регламентирована.
Порядок работы организации, как правило, доводится вышестоящей организацией или составляется на основе постановлений/приказов/распоряжений министерств и ведомств. Далее, организация, действуя в рамках спущенного сверху распорядительного документа, формирует свои рабочие регламенты и инструкции. Следовательно при внедрении следует учитывать, что изменения, которые могут быть затронуты при внедрении СЭД, ограничены нормативными актами. На мой взгляд, место для улучшения и анализа - это внутренние регламенты и инструкции, глубокая интеграция с используемыми системами. Положительным моментом для внедренца, исследующего процессы, является то, что регламенты задокументированы и их строго соблюдают, т.е. они прошли апробацию, и исполнители наверняка смогут указать на недостатки имеющихся инструкций, то что мешает в работе, ограничивает.
Внимание внедренца к сложностям работы сотрудников госорганизаций, анализ и последующая оптимизация процессов – является психологическим мотиватором сотрудников Заказчика на проекте.
6. Госсектор, как правило, ведет архив бумажный и электронный, общий и ведомственный.
Здесь сотрудникам госзаказчика будет проще обосновать выгоды от внедрения СЭД в части сохранности, доступности документов, скорости их поиска, как в архивном хранилище организации, так и в электронном архиве. Кроме того эффект тут вполне измеряем, поскольку на обслуживание архивного хранилища тратятся волне конкретные, известные суммы.
7. Внедрение информационных систем в госорганах - это комплексное внедрение.
Здесь будут востребованы и СЭД, и ЭДО, и системы бюджетирования. Это интеграция с порталом госууслуг и электронным правительством – т.е. это масштабное внедрение с охватом большого количества пользователей, задач, возможностей.
8. Обязанность исполнения резолюций руководства.
Это одно из неоспоримых преимуществ госорганизаций, что в целом влияет на скорость выполнения работ при исследовании процессов, получении запрашиваемой информации. Разумеется при положительной воле руководства на внедрение СЭД. И там, где не помогли все перечисленные выше «пряники», есть возможность воздействовать «кнутом».
Таким образом кажущаяся низкой мотивация сотрудников госорганов – это, часто, незнание своего Заказчика. Примечательно также то, что такое объяснение проблем при внедрении СЭД/ЕСМ, часто исходит именно от представителей IT-поставщиков. В частности, в статье «Человеческий фактор при внедрении СЭД» 5 из 6 опрошенных IT-поставщиков возлагают успех от внедрения СЭД/ECM именно на желание пользователей работать с новой СЭД и лишь один участник – на способности СЭД/ЕСМ удовлетворить потребности пользователей и решить их проблемы.
Здесь видится разность взглядов, и без приведения их к общему знаменателю, видимо, невозможно получить комфортную работу внедренцев и сотрудников Заказчика, идущих навстречу при внедрении, а также длительного, положительного эффекта от внедрения. Причина расхождения взглядов, я думаю в том, что IT-поставщики должны обладать определенной универсальностью мышления, чтобы быть способными предлагать свои услуги, как государственному сектору, так и бизнесу. Универсальность выражается, как правило, в подходе к исследованию организации Заказчика, в технологии работы на проекте. Это позволяет сократить время для выполнения стандартных операций на проекте, однако может притупить чувствительность к отраслевой специфике Заказчика.
Иначе говоря, приходя внедрять продукт, мы должны знать Заказчика и предметную область автоматизации. Пожалуй, это будет справедливо как для коммерческого сектора рынка, так и для государственного. Хочу сделать акцент на знании предметной области, поскольку бытует мнение, что обладая базовыми навыками описания и моделирования бизнес-процессов, можно внедрить продукт. Можно, но при этом есть риск упустить специфичные для области автоматизации вещи. Оставить «белые пятна», которые могут всплыть в не самое удобное время на проекте и повлиять на сроки и трудоемкость проекта.
Что касается коммерческого сектора, я не думаю, что тут все выглядит гораздо позитивнее. Это опять-таки стереотип: нам кажется, что поскольку организация ведет частный бизнес – она обладает большей внутренней свободой и сотрудники таких организаций должны обладать мотивацией внедрить продукт. На мой взгляд, это не очевидно.
Выделю лишь несколько самых очевидных причин:
На внедрение СЭД коммерческая организация тратит свою прибыль, а значит зарплату сотрудников. Поэтому лояльность сотрудников к СЭД здесь может быть даже ниже.
Частные компании не принуждаются законом внедрять СЭД или ECM системы, поэтому им нужны веские аргументы эффективности внедрения, обоснование сокращения расходов на обслуживание документационных процессов и процессов управления.
В коммерческих организациях, особенно крупных, регламенты также присутствуют, но не всегда используются в работе, носят декларативный характер и адаптируются под потребности каждой организации порой даже без документирования и внесения правок в существующие инструкции. Сложным моментом здесь будет выявление требований бизнеса. Трудоемкость будет повышаться в связи с необходимостью соотнесения имеющихся регламентов и фактически используемых в работе практик, поскольку не все сотрудники компании смогут сами однозначно сформулировать, как проходит тот или иной процесс в организации.
Выделенные в статье особенности госорганизаций и частного бизнеса – это не желание выставить в выгодном свете одних и нивелировать других, это возможность взглянуть на проблему с иной стороны. Приходя внедрять свой продукт к Заказчику, мы прежде всего должны учитывать специфику организации, видеть те риски, которые угрожают организации, потому что именно с этой точки зрения Заказчик будет оценивать эффективность и востребованность нашей работы.
Сталкиваясь с проблемами, нам не стоит винить реальность, в том, что она такова, какой нам кажется. Нам стоит научится смотреть на нее иначе.
Закончить я бы хотела словами Норберта Винера: «Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении.»
Ирина, это все, конечно, правильно, красиво и здорово, но у меня вопрос. Вы пробовали внедрять тот же Директум не в Москве, а где-нибудь в провинции, где сидят те же бабушки, которым реально наплевать на все преимущества нового продукта и компьютерная грамотность которых зачастую, мягко говоря, оставляет желать лучшего? Москва все-таки использует самые передовые технологии и высококвалифицированный персонал и отличается высокой конкуренцией на рынке труда. Это по сути отдельное государство. Наивно думать, что в провинции дела обстоят так же хорошо.
Скажите это рядовым служащим и бюджетникам, не имеющим связей "наверху" и не заискивающим перед начальством.
Святослав, я бы с вами охотно согласилась, если бы не была в прошлом сотрудником госучреждения регионального значения в провинции. В дальнейшем я работала с этими же учреждениями уже на федеральном уровне. Картина для отрасли госсектора, с которой я работала, как раз обратная: в Москве сидят дедушки и бабушки прочно укрепившиеся во властных структурах, порой малознающие даже область, которой руководят, но также подотчетные своему руководству. В таком случае именно провинциальное руководство обладает целостным и более-менее достоверным видением картины и имеет возможность соотносить деятельность своей организации с конкурирующей деятельностью своих коллег из других регионов. Я, в действительности, видела как работают сотрудники пилотных регионов при внедрении продукта и как выделялся довольно большой пласт регионов, которые хотели быть в "середнячках" и внедрять у себя уже "обкатанный" продукт, также были и те, кто крайне оппозиционно относился к любому внедрению, но это примерно 1-2% от общего числа.
Работая непосредственно с конечными пользователями системы, я видела сопротивление внедрению, но исключительно из-за того, что внедрение не освобождало от необходимости вести работу на бумаге, в силу непроработанности законодательства. Для них наше такое внедрение - это дополнительное внеурочное время работы. Но я так же видела и примеры, когда внедрение помогало избавиться от "коленочных" решений, сокращало время на рутинные операции, на подготовку отчетности и тут люди лояльно относились к внедрению. Ну и очень часто, решение многих сложных вопросов лежало в области личностного общения.
Как вы аргументировали бабушкам необходимость внедрения?
Я считаю, что жаловаться на обстоятельства - это заранее признавать свою несостоятельность и бессилие. Нужно эти обстоятельства выявлять, находить рычаги управления ситуацией. Сложности есть и будут всегда, их преодоление дает новый опыт и новые решения.
Я получала премию за участие в пилотном проекте, не имея связей "наверху" и не заискивая перед начальством. Принимали меня на работу именно под этот проект и интересовали руководство именно профессиональные навыки. На участии в таких проектах сотрудники, в последующем, могут неплохо расти.
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий