компаний холдинга охвачены проектом
сократилась средняя трудоемкость обработки требований налоговых органов
документов в год прирост архива ПУД
снижение рисков ошибок в работе с документами
Трубная Металлургическая Компания (ТМК) – ведущий поставщик стальных труб, трубных решений и сопутствующих сервисов для различных секторов экономики. ТМК производит нарезные трубы, включая специальные трубы и трубопроводные системы, и другую продукцию для энергетики, химической промышленности, машиностроения, строительства и других отраслей. Компания обладает широкими компетенциями в машиностроительном сегменте, поставляет инженерные решения для энергетических и металлургических производств, а также разрабатывает новую линейку продукции для водородной энергетики.
ТМК объединяет крупные производственные площадки в разных регионах России, в том числе в Волгоградской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской, Смоленской, Челябинской областях, и за рубежом.
Быть ответственным глобальным поставщиком экологически эффективных и безопасных решений для потребителей труб, нацеленным на рост акционерной стоимости, сохранение экологического баланса, способствовать улучшению качества жизни в регионах присутствия и реализовывать комплекс мер, направленных на улучшение условий и повышение безопасности труда сотрудников.
На момент начала проекта вся информация и бизнес-процессы налоговой функции (БП) были рассредоточены и находились на уровне предприятий/дивизионов, консолидация на уровне управляющей компании производилась в ручном режиме:
После поглощения конкурента холдинг увеличился в 2 раза по выручке, численности, количеству компаний в периметре. Количество внутригрупповых (ВГО) сделок, требований налоговых органов выросло в 3 раза, налоговой отчетности - в 2 раза. База знаний и система управления налоговыми рисками существовала у одной части холдинга, подобные системы у второй части отсутствовали
Параллельно происходил процесс централизации бухгалтерской функции в объединенном центре обслуживания (ЦБУ).
Не смотря на сложность и трудоемкость, проект необходимо было реализовывать "здесь и сейчас", иначе компания в результате быстрого роста компании и количества налоговой информации просто бы "захлебнулась" в потоке неструктурированных данных и документов. Снижение рисков работы с документами чрезвычайно важно для налоговой функции, так как связано с требованиями контролирующих органов.
В качестве приоритета для внедрения были выбрано направление автоматизации задач улучшающих процессы работы с налоговыми рисками.
Повышение управляемости и контролируемости бизнес-процессов налоговой функции. Снижение трудоемкости сбора налоговых данных, ускорение их обработки и обмена ими внутри холдинга и с налоговыми органами.
Приоритеты при выборе системы:
Для реализации рассматривались системы: MS SharePoint, Casebook, Advаnta, Directum.
Основной платформой для реализации проекта был выбран СЭДО Directum 5.8. Выбор был обусловлен тем, что платформа уже была развернута в группе для реализации иных БП.
В ходе реализации проекта в Directum были созданы два новых модуля:
Проведена интеграции с другими системами и ИТ-продуктами:
Также в рамках проекта развернут готовый модуль Directum «Финансовый архив» для размещения ПУД. Финансовый архив синхронизирован с учетной системой КИС, реализована возможность отправки ПУД напрямую в налоговые органы через модуль DirectumDemand и прикрепления к налоговым рискам в модуле DirectumRTR. Дополнительным бонусом от развернутого финансового архива явилось то, что выполнены условия для перехода на налоговый мониторинг.
Использованные при реализации проекта современные технологии: автоматический обмен данных по API и другим современным двухсторонним шинам между различными информационными системами
Основная часть проекта заняла чуть больше 2-х лет. Но проект продолжает развиваться и сейчас.
Значительную часть времени заняли организационные моменты, т.к. периметр консолидации очень значительный, с компаниями разного размера, с разными органами управления и корпоративными учетными системами и системами ЭДО.
График реализации проекта:
Основные трудности в реализации проекта были коммуникационными, также много усилий было направлено на отработку возражений на изменения.
В процессе работы над проектом пришлось налаживать взаимодействие и координацию нескольких служб, 70+ юридических лиц и существенно менять БП с перераспределением ролей и обязанностей и централизацией функций.
Большое количество одновременных изменений БП обусловило необходимость значительных усилий для их внедрения. Организованы:
Высокая сложность проекта обусловлена его масштабом и продолжительностью:
В ходе проекта реализованы:
1. Консолидация всего ЭДО с налоговыми органами по всем российским юридическим лицам холдинга в единой системе КонтурХолдинг;
2. Интеграция КонтурХолдинг в автоматическом режиме с системой внутреннего ЭДО Directum по API для обеспечения сквозного бизнес-процесса ЭДО с налоговыми органами. В т.ч. создание автопополняемого архива всех документов, направляемых в адрес налоговых органов и получаемых от них с глубиной 3 года по всему холдингу;
3. Разработка и внедрение единого для всех российских компаний холдинга автоматизированного БП обработки и подготовки ответов на требования и акты налоговых органов в ЭДО Directum (разработка специального модуля DirectumDemand).
Требования налогового органа в режиме real time попадают в Directum и их обработка идет внутри системы от отправки квитанции о получении требования до формирования пакета документов и отправки ответа в налоговый орган с ЭЦП отправителя. В систему попадает и обрабатывается более 3 000 требований, 7 000 отчетов/деклараций, более 10 000 писем в год по 75 юридическим лицам;
4. Бесшовная интеграция модуля DirectumDemand с электронным архивом ПУД Directum Архив (более 1 500 000 документов в год);
5. Разработка модуля управления налоговыми рисками DirectumRTR (в т.ч. разработка методологии, описание бизнес-процесса с 0 и ИТ-разработка). Подключение новых компаний холдинга в единую систему управления налоговыми рисками (DirectumRTR и база знаний по налогам/налогообложению СВБД КонсультантПлюс) (более 75 компаний в одной базе).
Результаты проекта:
1. Снижение ручного труда по всем БП налоговой функции;
2. Централизация данных налоговой отчетности и ЭДО с налоговыми органами, интеграция этих данных с внутренним ЭДО холдинга, что дает в том числе:
3. Централизация данных и информации по налоговым рискам, ведение единого реестра налоговых рисков по всему холдингу, внедрение единого БП управления налоговыми рисками на весь холдинг.
4. Возможность передачи значительной части налоговых функций в централизованное ЦБУ.
В результате реализации проекта средняя трудоемкость обработки требований налоговых органов сократилась в 2 раза. Сокращение трудоемкости по требованиям позволило несколько человек в ЦБУ полностью переключить на выполнение других задач, у остальных значительно повысилась производительность труда.
Экономическая эффективность проекта оценивается как очень высокая: проект был осуществлен без выплат в адрес подрядчиков (специалисты КонтурЭкстерн производили настройку на своей стороне в рамках действующего договора на сопровождение без изменения его стоимости), разработка и настройка систем Directum осуществлялась внутренними силами - специалистами собственной ИТ-компании.
Проект показывает лидерские позиции компании в подходах к цифровизации и умение проводить масштабные инновации.
Значимые особенности проекта:
Планы по развитию включают:
Реализация проекта осуществлялась на уровне управляющей компании (УК) холдинга силами УК и внутригрупповой ИТ-компании. Управление проектом осуществлялось силами Дирекции налогового планирования (ДНП) УК.
В команду проекта входили:
Проект выполнялся собственными силами. Внешние подрядчики и консультанты в процессе реализации проекта не привлекались
Руководство проектом:
Презентация Автоматизация и консолидация бизнес-процессов налоговой функции холдинга ТМК на платформе Directum (PDF 4Мб).
Опубликовано:
4 апреля 2023 в 13:35
Обсудите реализацию с экспертом Directum