экономия времени на заполнение ведомостей
пользователей
плановое количество электронных ведомостей (без учёта пересдач)
В течении учебного года в каждом современном ВУЗе проводятся тысячи аттестационных испытаний и в большинстве случаев с фиксацией результатов в традиционной форме на бумажных носителях (аттестационные ведомости и зачетные книжки).
Развитие системы контроля успеваемости – неотъемлемая часть развития образовательного учреждения. Проект «Электронные аттестационные ведомости и зачетные книжки в ВУЗе» направлен на оптимизацию одного из главных процессов в образовательном учреждении – учёт успеваемости студентов и направлен на всех без исключения участников образовательного процесса. В условиях перехода к дистанционному формату обучения, данный проект приобретает повышенную значимость для отрасли высшего образования.
Несколько лет назад в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» возникла идея перехода к электронным аттестационным ведомостям и зачетным книжкам. Первый проект реализации был представлен в заявке «Развитие системы контроля успеваемости на примере модуля «Электронная ведомость» на DIRECTUM Awards 2019. В этом же году руководством Университета была поддержана инициатива преподавателя Санникова Дмитрия Васильевича на разработку соответствующего программного комплекса «Электронная ведомость», которая стартовала в 2020 году.
Заказчик – и.о. ректора Кучин Роман Викторович.
До начала реализации данного проекта бизнес-процесс проведения аттестационного испытания выглядел довольно простым и линейным, но предполагал значительное количество «хождений по кабинетам» и имел много «тонких мест», (наиболее значительные – риск потери заполненного бланка ведомости и нежелание сотрудников своевременного внесения информации в информационные системы). Ниже представлена схема проведения аттестационного испытания до внедрения программного комплекса «Электронная ведомость».
В ходе работ по проекту моделировались различные кейсы, на основе которых были сформулированы следующие требования к разрабатываемому программному комплексу:
Для реализации заявленного функционала программного комплекса «Электронная ведомость» командой разработки были выбраны уже имеющиеся информационные системы (СЭД DIRECTUM и КИС Галактика ERP), а также для обеспечения взаимодействия между сторонними информационными системами – ELIOS 2.0, разработанный в ФГБОУ ВО Югорский государственный университет.
В результате анализа были определены следующие зоны ответственности информационных систем:
Целью данного этапа была разработка базового функционала программного комплекса «Электронная ведомость» и его тестирование.
Основные задачи этапа:
В результате работ по проекту сформировалось понимание нового бизнес-процесса:
Для удобства работы пользователей программного комплекса «Электронная ведомость» использовались следующие решения:
1. Веб-сервис взаимодействия с СЭД DIRECTUM
Зоны ответственности web-сервиса взаимодействия с СЭД DIRECTUM:
Для реализации интерфейса взаимодействия с СЭД DIRECTUM было разработано сервис-ориентированное приложение на платформе Windows Communication Foundation (WCF) на языке C# с использованием библиотек интеграции DIRECTUM.
2. Пользовательский интерфейс преподавателя и взаимодействие с КИС Галактика ERP
В связи с отсутствием опыта по разработке веб-доступа СЭД DIRECTUM, а также отсутствия качественной документации, в данном моменте пользовательский интерфейс преподавателя и взаимодействие с КИС Галактика ERP были реализованы на ELIOS 2.0 – разработанном с применением фреймворков Laravel и Vue.js.
Для реализации данного проекта и отладки новых интеграционных решений была спроектирована следующая схема взаимодействия информационных систем:
Пользовательский интерфейс содержит необходимый минимум информации по аттестационной ведомости и возможных действий, доступных пользователям, а также адаптирован под мобильные устройства. Пример пользовательского интерфейса оценивания аттестационных ведомостей при просмотре с веб-браузера десктопа:
Так как часть бизнес-логики была реализована на ELIOS 2.0 и КИС Галактика ERP, прототип бизнес-процесса утверждения ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3 был приведён к следующему виду:
В ходе выполнения типового маршрута для утверждения ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3 на блоке-сценарии «Установка штампа» происходит формирование штампа ЭП с электронного документа и его размещение на аттестационной ведомости. При формировании штампа ЭП используется модифицированное решение из заявки «Оптимизация процесса подписания ЭП пакетов подтверждений о выдаче диплома» на DIRECTUM Awards 2018.
В результате выполнения данного блока типового маршрута формируется печатное представление ведомости:
Результаты этапа
1. Разработаны прототипы
2. Разработаны прототипы пользовательского интерфейса
3. Привлечена группа тестирования (без учёта внутреннего тестирования командой разработки):
4. Оценено примерно 30 ведомостей посредством разрабатываемого программного комплекса (без учёта внутреннего тестирования командой разработки).
Целью второго этапа было внедрение программного комплекса «Электронная ведомость» для студентов 1 курса.
Основные задачи этапа:
По результатам тестирования первого этапа выявились недостатки текущей архитектуры, а именно – отсутствие возможности взаимодействия СЭД DIRECTUM с ELIOS 2.0, а в следствии необходимость синхронизации данных по расписанию. В итоге была реализована следующая архитектура:
Также для реализации обмена данными с ELIOS 2.0 был изменён типовой маршрут утверждения аттестационных ведомостей:
В новом блоке «Отправка состояния ведомости» отправляются https-запросы на ELIOS 2.0 посредством WinHttp.WinHttpRequest.
Результаты данного этапа:
1. Распространение комплекса программ на весь университет и достижение целевых показателей:
а) Пользователей, охваченных автоматизацией по проекту:
б) Фиксация результатов аттестационных испытаний производится исключительно в электронной форме, ежегодно оценивается порядка 7000 ведомостей (без учёта пересдач).
2. Адаптация API к новой версии СЭД DIRECTUM 5.8.х и переход к MVC-паттерну;
3. Развитие использования функционала КИС Галактика ERP для учета доступности аудиторий и преподавателей при формировании учебного расписания;
4. Отображение назначенных пересдач в электронном расписании вуза;
5. Реализация пожеланий пользователей по результатам второго этапа разработки.
В ходе реализации данного проекта команда разработки получила большой практический опыт интеграции нескольких крупных коммерческих гетерогенных информационных систем.
Реализованное решение показало высокую востребованность среди пользователей наряду с высокой эффективностью в условиях дистанционного формата обучения, а также позволило по-новому организовать процессы фиксации и учёта успеваемости студентов, а также проведения аттестационного испытания к следующему виду:
Началась цифровизация процесса назначения пересдач и последующая автоматизация назначения и проведения повторных аттестационных испытаний. Сейчас идет проработка вариантов оптимизации бизнес-процесса, на текущий момент процесс назначения пересдач реализован следующим образом:
Решение устойчиво к изменениям самого бизнес процесса, например, к переходу на индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) и соответствующему кратному росту числа ведомостей, что положительно скажется на результатах внедрения. Данный программный комплекс может быть встроен в ИТ-ландшафт других образовательных организаций, не зависимо от масштаба организации.
В результате внедрения программного комлекса, отказ от бумажных документов с последующим переходом на использование информационных систем вызвал положительные отзывы среди подавляющего большинства пользователей. Скептические настроения перед стартом проекта быстро сменились на вовлеченность, в результате чего сформировалась новая культура работы с информационными системами. Однако, требует дальнейшей проработки механизм противодействия оппортунистическим поведениям небольшого числа работников, которые привыкли работать по старинке и принципиально отказываются работать в информационных системах.
Руководитель рабочей группы – Санников Дмитрий Васильевич.
Заместитель руководителя рабочей группы: Татаринцев Ярослав Борисович.
Рабочая группа:
Команда внедрения со стороны образовательного процесса - 14 сотрудников ФГБОУ ВО Югорский государственный университет.
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Комментарии (3)
Добрый день! Когда была студенткой, боялась потерять зачетку. Поэтому отказ от этих бумажек – это здорово!
Правильно ли я понимаю, что преподаватели на экзамене сидят за ноутбуками, оценки ставят сразу в электронных ведомостях?
Как студенты получают доступ к данным электронных зачетных книжек?
Евгения, добрый день!
>>Правильно ли я понимаю, что преподаватели на экзамене сидят за ноутбуками, оценки ставят сразу в электронных ведомостях?
>> Как студенты получают доступ к данным электронных зачетных книжек?
Как идею инновационного продолжения вашего проекта можно брать использование чат-ботов студентами, для получения данных по успеваемости, например. Как в проекте прошлого года Учебного центра "Анкор". Может быть даже студенты в качестве учебных заданий или хактона смогут вам сделать несколько вариантов и вы выберете наилучший.