Электронные аттестационные ведомости в ВУЗе

>3500 чел/ч

экономия времени на заполнение ведомостей

>300

пользователей

~7000

плановое количество электронных ведомостей (без учёта пересдач)

Задача

В течении учебного года в каждом современном ВУЗе проводятся тысячи аттестационных испытаний и в большинстве случаев с фиксацией результатов в традиционной форме на бумажных носителях (аттестационные ведомости и зачетные книжки).

Развитие системы контроля успеваемости – неотъемлемая часть развития образовательного учреждения. Проект «Электронные аттестационные ведомости и зачетные книжки в ВУЗе» направлен на оптимизацию одного из главных процессов в образовательном учреждении – учёт успеваемости студентов и направлен на всех без исключения участников образовательного процесса. В условиях перехода к дистанционному формату обучения, данный проект приобретает повышенную значимость для отрасли высшего образования.

Несколько лет назад в ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» возникла идея перехода к электронным аттестационным ведомостям и зачетным книжкам. Первый проект реализации был представлен в заявке «Развитие системы контроля успеваемости на примере модуля «Электронная ведомость» на DIRECTUM Awards 2019. В этом же году руководством Университета была поддержана инициатива преподавателя Санникова Дмитрия Васильевича на разработку соответствующего программного комплекса «Электронная ведомость», которая стартовала в 2020 году.

Заказчик – и.о. ректора Кучин Роман Викторович.

Реализация проекта

Проектирование

До начала реализации данного проекта бизнес-процесс проведения аттестационного испытания выглядел довольно простым и линейным, но предполагал значительное количество «хождений по кабинетам» и имел много «тонких мест», (наиболее значительные – риск потери заполненного бланка ведомости и нежелание сотрудников своевременного внесения информации в информационные системы). Ниже представлена схема проведения аттестационного испытания до внедрения программного комплекса «Электронная ведомость».

В ходе работ по проекту моделировались различные кейсы, на основе которых были сформулированы следующие требования к разрабатываемому программному комплексу:

  • обеспечение фиксации результатов аттестационных испытаний в электронной форме;
  • наличие единой базы аттестационных ведомостей и оценок;
  • обеспечение согласования всех аттестационных ведомостей с директором института;
  • обеспечение неизменности и юридической значимости утверждённых аттестационных ведомостей;
  • возможность формирования печатных представлений утвержденных электронных версий аттестационных ведомостей в формате pdf с подстановкой штампа ЭП в фиксированном месте ведомости;
  • назначение пересдач с выбором даты и времени и подбором доступной аудитории в электронной форме;
  • наличие механизма информирования студентов о результатах проведения аттестационного испытания и предстоящих пересдачах;
  • отображение пересдач в электронном расписании занятий;
  • бесшовная интеграция между используемыми информационными системами.

Архитектура решения

Для реализации заявленного функционала программного комплекса «Электронная ведомость» командой разработки были выбраны уже имеющиеся информационные системы (СЭД DIRECTUM и КИС Галактика ERP), а также для обеспечения взаимодействия между сторонними информационными системами – ELIOS 2.0, разработанный в ФГБОУ ВО Югорский государственный университет.

В результате анализа были определены следующие зоны ответственности информационных систем:

Первый этап разработки (Январь 2020 – Июль 2020)

Целью данного этапа была разработка базового функционала программного комплекса «Электронная ведомость» и его тестирование.

Основные задачи этапа:

  • формализовать бизнес-процессы проведения аттестационных испытаний и назначения пересдач;
  • спроектировать архитектуру разрабатываемого программного комплекса;
  • реализовать и протестировать реализованный программный комплекс.

В результате работ по проекту сформировалось понимание нового бизнес-процесса:

Для удобства работы пользователей программного комплекса «Электронная ведомость» использовались следующие решения:

1. Веб-сервис взаимодействия с СЭД DIRECTUM

Зоны ответственности web-сервиса взаимодействия с СЭД DIRECTUM:

  • работа с пользователями в СЭД DIRECTUM (авторизация/выход пользователей, проверка наличия учётной записи пользователя в системе);
  • работа с документами в СЭД DIRECTUM (создание, выгрузка, подписание документа, проверка подписей, управление правами);
  • отправка задач по свободным/типовым маршрутам в СЭД DIRECTUM;
  • контроль состояния задач, отправленных по типовому маршруту (на втором этапе сменилось на отправку HTTPS-запросов на API ELIOS 2.0 из блока типового маршрута СЭД DIRECTUM).

Для реализации интерфейса взаимодействия с СЭД DIRECTUM было разработано сервис-ориентированное приложение на платформе Windows Communication Foundation (WCF) на языке C# с использованием библиотек интеграции DIRECTUM.

2. Пользовательский интерфейс преподавателя и взаимодействие с КИС Галактика ERP

В связи с отсутствием опыта по разработке веб-доступа СЭД DIRECTUM, а также отсутствия качественной документации, в данном моменте пользовательский интерфейс преподавателя и взаимодействие с КИС Галактика ERP были реализованы на ELIOS 2.0 – разработанном с применением фреймворков Laravel и Vue.js.

Для реализации данного проекта и отладки новых интеграционных решений была спроектирована следующая схема взаимодействия информационных систем:

Пользовательский интерфейс содержит необходимый минимум информации по аттестационной ведомости и возможных действий, доступных пользователям, а также адаптирован под мобильные устройства. Пример пользовательского интерфейса оценивания аттестационных ведомостей при просмотре с веб-браузера десктопа:

Так как часть бизнес-логики была реализована на ELIOS 2.0 и КИС Галактика ERP, прототип бизнес-процесса утверждения ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3 был приведён к следующему виду:

В ходе выполнения типового маршрута для утверждения ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3 на блоке-сценарии «Установка штампа» происходит формирование штампа ЭП с электронного документа и его размещение на аттестационной ведомости. При формировании штампа ЭП используется модифицированное решение из заявки «Оптимизация процесса подписания ЭП пакетов подтверждений о выдаче диплома» на DIRECTUM Awards 2018.

В результате выполнения данного блока типового маршрута формируется печатное представление ведомости:

Результаты этапа

1. Разработаны прототипы

  1. API взаимодействия с СЭД на базе библиотек интеграции DIRECTUM 5.3;
  2. бизнес-процесса согласования ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3;

2. Разработаны прототипы пользовательского интерфейса

  1. оценивания ведомостей;
  2. назначения пересдач;
  3. просмотра назначенных пересдач;

3. Привлечена группа тестирования (без учёта внутреннего тестирования командой разработки):

  • 1 ТОП-менеджер;
  • около 20 преподавателей (НПР);
  • около 100 студентов.

4. Оценено примерно 30 ведомостей посредством разрабатываемого программного комплекса (без учёта внутреннего тестирования командой разработки).

Второй этап разработки (Июль 2020 – Декабрь 2020)

Целью второго этапа было внедрение программного комплекса «Электронная ведомость» для студентов 1 курса.

Основные задачи этапа:

  • обеспечить юридическую значимость утверждения электронных ведомостей;
  • внедрить программный комплекс «Электронная ведомость» для студентов 1 курса;
  • исправить замечания по результатам тестирования;
  • оптимизировать взаимодействие программных модулей.

По результатам тестирования первого этапа выявились недостатки текущей архитектуры, а именно – отсутствие возможности взаимодействия СЭД DIRECTUM с ELIOS 2.0, а в следствии необходимость синхронизации данных по расписанию. В итоге была реализована следующая архитектура:

Также для реализации обмена данными с ELIOS 2.0 был изменён типовой маршрут утверждения аттестационных ведомостей:

В новом блоке «Отправка состояния ведомости» отправляются https-запросы на ELIOS 2.0 посредством WinHttp.WinHttpRequest.

Результаты данного этапа:

  1. Программный комплекс внедрён для студентов 1 курса;
  2. Доработан API взаимодействия с СЭД DIRECTUM на базе библиотек интеграции DIRECTUM 5.3;
  3. Разработан API ELIOS 2.0, обеспечивающий управление состоянием ведомостей в учётной системе;
  4. Доработан типовой маршрут согласования ведомостей в СЭД DIRECTUM 5.3 с учётом разработанного API ELIOS 2.0;
  5. Разработаны пользовательские интерфейсы учебных частей (для формирования сводных ведомостей, мониторинга назначенных пересдач и т.д.);
  6. Актуализировано «Положение о формах, периодичности и порядке промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования»;
  7. Расширен охват пользователей автоматизацией по проекту:
  • 4 ТОП-менеджера;
  • 147 преподавателей (НПР);
  • более 700 студентов.
  1. оценено более 1000 ведомостей посредством разработанного программного комплекса (без учёта внутреннего тестирования командой разработки);
  2. сформирован пул предложений по развитию решения.

 

 

Планы развития

1. Распространение комплекса программ на весь университет и достижение целевых показателей:

а) Пользователей, охваченных автоматизацией по проекту:

  • 5 ТОП-менеджеров;
  • более 300 преподавателей (НПР);
  • более 3500 студентов.

б) Фиксация результатов аттестационных испытаний производится исключительно в электронной форме, ежегодно оценивается порядка 7000 ведомостей (без учёта пересдач).

2. Адаптация API к новой версии СЭД DIRECTUM 5.8.х и переход к MVC-паттерну;

3. Развитие использования функционала КИС Галактика ERP для учета доступности аудиторий и преподавателей при формировании учебного расписания;

4. Отображение назначенных пересдач в электронном расписании вуза;

5. Реализация пожеланий пользователей по результатам второго этапа разработки.

Результаты проекта

В ходе реализации данного проекта команда разработки получила большой практический опыт интеграции нескольких крупных коммерческих гетерогенных информационных систем.

Реализованное решение показало высокую востребованность среди пользователей наряду с высокой эффективностью в условиях дистанционного формата обучения, а также позволило по-новому организовать процессы фиксации и учёта успеваемости студентов, а также проведения аттестационного испытания к следующему виду:

   

Началась цифровизация процесса назначения пересдач и последующая автоматизация назначения и проведения повторных аттестационных испытаний. Сейчас идет проработка вариантов оптимизации бизнес-процесса, на текущий момент процесс назначения пересдач реализован следующим образом:

Решение устойчиво к изменениям самого бизнес процесса, например, к переходу на индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) и соответствующему кратному росту числа ведомостей, что положительно скажется на результатах внедрения. Данный программный комплекс может быть встроен в ИТ-ландшафт других образовательных организаций, не зависимо от масштаба организации.

В результате внедрения программного комлекса, отказ от бумажных документов с последующим переходом на использование информационных систем вызвал положительные отзывы среди подавляющего большинства пользователей. Скептические настроения перед стартом проекта быстро сменились на вовлеченность, в результате чего сформировалась новая культура работы с информационными системами. Однако, требует дальнейшей проработки механизм противодействия оппортунистическим поведениям небольшого числа работников, которые привыкли работать по старинке и принципиально отказываются работать в информационных системах.

Состав команды проекта

Руководитель рабочей группы – Санников Дмитрий Васильевич.

Заместитель руководителя рабочей группы: Татаринцев Ярослав Борисович.

Рабочая группа:

  • Родь Юлия Степановна (проректор по экономическому развитию)
  • Грошева Татьяна Александровна;
  • Богданов Никита Сергеевич;
  • Карпов Дмитрий Викторович;
  • Алмазов Олег Викторович;
  • Ротко Валерий Витальевич;
  • Гончаренко Олег Валериевич;
  • Комсюкова Лариса Владимировна;
  • Казакова Мария Владимировна;
  • Пестрякова Ирина Александровна;
  • Самойлова Наталья Алексеевна;
  • Геворкян Анна Эдмоновна;
  • Ульмер Светлана Сергеевна.

Команда внедрения со стороны образовательного процесса - 14 сотрудников ФГБОУ ВО Югорский государственный университет.

 

Номинация: Проект года
2
18
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Утверждено

У вас похожая задача?

Обсудите реализацию с экспертом Directum

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле

Благодарим за интерес! Мы свяжемся с вами.

Комментарии (3)

Евгения Сарварова

Добрый день! Когда была студенткой, боялась потерять зачетку. Поэтому отказ от этих бумажек – это здорово!

Правильно ли я понимаю, что преподаватели на экзамене сидят за ноутбуками, оценки ставят сразу в электронных ведомостях?

Как студенты получают доступ к данным электронных зачетных книжек?

Никита Богданов

Евгения, добрый день!

>>Правильно ли я понимаю, что преподаватели на экзамене сидят за ноутбуками, оценки ставят сразу в электронных ведомостях?

  • Много зависит от аудитории, поэтому преподаватель может заполнить электронную ведомость посредством ноутбука, «тонкого клиента», компьютера или смартфона.

>> Как студенты получают доступ к данным электронных зачетных книжек?

  • Успеваемость можно посмотреть в разделе личного кабинета студента, вот пример:

Елена Питомцева

Как идею инновационного продолжения вашего проекта можно брать использование чат-ботов студентами, для получения данных по успеваемости, например. Как в проекте прошлого года Учебного центра "Анкор". Может быть даже студенты в качестве учебных заданий или хактона смогут вам сделать несколько вариантов и вы выберете наилучший.

Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий
Directum Awards 2024
Какой проект лучше?
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Авторизуйтесь, чтобы оценить материал.
Directum Awards 2024
Спасибо за активность!
Ваш голос принят