пакетов корреспонденции передается ежедневно
поручений выдано во внешнюю систему
документов направлено на согласование из внешней системы
Как в кратчайшие сроки совместить внутренний региональный документооборот с межведомственным документооборотом, включив в него действующие интеграционные процессы и обеспечив долговременную поддержку? Легко!
Берём решение вендора «Интеграция с МЭДО», содержащее необходимый функционал по обмену информацией с подчиненными внешними участниками, приправляем набором интеграционных механизмов и трансформируем его в отдельный модуль «Интеграция».
Рисунок 1. Обложка модуля Интеграция
В рамках реализации проекта перехода с Directum 5 на Directum RX Правительства Вологодской области было необходимо реализовать механизм документооборота с внешними участниками максимально близкий к уже существующему. В системе Directum 5 Правительства Вологодской области, именуемой «Автоматизированная система электронного документооборота» (далее – АСЭД) было два механизма межведомственного электронного документооборота:
Система межведомственного электронного документооборота (далее – МЭДО) между внешними участниками органов власти.
Таким образом, перед проектной командой стояло сразу несколько задач:
В качестве дополнительных требований было заявлено:
За основу было взято решение вендора «Интеграция с МЭДО», содержащее обновленную схему работы с документами, передаваемыми по каналам МЭДО (рисунок 2), т.к. это решение обеспечивало большую часть функционала, требуемого заказчику и в перспективе позволяло легко заменить механизм РДО с помощью перехода на работу с ГАС.
Рисунок 2. Обновлённая схема работы МЭДО (взято с сайта Directum)
Механизм работы с Глобальным адресным справочником, представленный Правительством РФ в рамках приказа от 22 июня 2022 г. № 500/82, призван упростить подключение новых участников к системе МЭДО, без необходимости внесения изменений в постановление Правительства от 22 июня 2013 г. № 613. Таким образом, после внедрения ГАС, Правительству Вологодской области понадобится лишь оформить запросы на подключение подчинённых организаций и обновить свой адресный справочник. Более подробную информацию можно получить в статье на портале Directum Club.
По причине того, что конкретные сроки запуска пилотного проекта по работе с ГАС не были известны, встал вопрос о необходимости доработки механизма маршрутизации с подчинёнными внешними участниками (СЭД БУ) собственными силами.
В результате изменений схема работы в рамках МЭДО для Правительства Вологодской области получилась следующая (зелёным цветом отмечены изменения в работе процессов):
Рисунок 3. Схема механизма работы решения МЭДО
В качестве основного инструмента маршрутизации выступает справочник «Настройки МЭДО для наших организаций» (рисунок 4), который ранее содержал только информацию о Нашей организации (далее – НОР), уникальный идентификатор и пути до папок обмена. К существующим полям мы добавили собственные: Организация и Подразделение, по которым и будет осуществляется дополнительная маршрутизация.
Рисунок 4. Пример записи справочника «Настройки МЭДО для наших организаций»
Для решения вопросы передачи обращений граждан в отдельную систему, как видно из схемы (рисунок 3), был разработан дополнительный фоновый процесс (далее – ФП) «Распределение пакетов», который обеспечивал необходимую маршрутизацию пакетов, в том числе по наименованию адресатов.
Также, для выполнения дополнительных требований заказчика были реализованы следующие механизмы:
Рисунок 5. Пример записи справочника Типы связей МЭДО.
Помимо этого, в связи с тем, что компания Directum постоянно совершенствует свой продукт, для упрощения и сокращения сроков последующего обновления системы требовалось максимально сократить вмешательство в работу коробочного решения, по причине чего было задействовано сразу несколько принципов доработки:
Дополнительным немаловажным фактором при развёртывании системы стало то, что в требования заказчика входила работа системы под операционной системой Linux, в связи с чем встал выбор по какому протоколу осуществлять подключение сетевых папок. После некоторых тестов выбор пал на протокол CIFS (Common Internet File System, он же Server Message Block), который в процессе эксплуатации обеспечивал стабильную работу с примонтированными каталогами. Для повышения стабильности работы с ними, в код работы фоновых процессов были добавлены:
Механизм работы с подчинёнными внешними участниками в системе СЭД БУ построен на аналогичном МЭДО принципе интеграции – обмен пакетов (xml + файлы) через сетевые каталоги и включает в себя три подпроцесса (рисунок 6):
Рисунок 6. Схема работы механизма Сквозных процессов
Для обеспечения единообразия организационной структуры предприятия у каждой записи справочников оргструктуры (перечислены ранее) добавлены поля с GUID интеграции и признака необходимости их синхронизации. При сохранении происходит проверка и создание пакета интеграции для передачи в подчинённую систему. В подчинённой системе пакет загружается ФП «Загрузка пакетов интеграции».
В карточку сотрудника добавлено поле «Тип участника», для удобства поиска сотрудников, работающих в подчиненной системе. В случае отправки поручения подчинённому сотруднику в системе создаётся запись справочника «Поручение» модуля «Интеграция», после чего подготавливается пакет и переносится в соответствующую папку. Взаимодействие в рамках данного процесса двустороннее, т.е. в зависимости от типа участника выполнение поручения приостанавливается и возобновляется в соответствии с требуемой системой.
Схожим образом работает механизм интеграции для процесса согласования и подписания исходящих документов в рамках исполнения задачи на согласование по регламенту. В подчинённой системе СЭД БУ создаётся задача на согласование исходящего документа и направляется внешним согласующим в основную систему АСЭД. В АСЭД пакет загружается фоновым процессом, который создаёт запись справочника «Сквозные процессы» и инициирует процесс согласования, а также, если необходимо, возврат на доработку в СЭД БУ.
Для реализации вышеописанных задач в СЭД БУ был реализован аналогичный модуль «Интеграция», включающий в себя решение МЭДО и «сквозные процессы». В одном интерфейсе собраны все интеграционные процессы. Делопроизводители работают с пакетами и уведомлениями МЭДО через обложку модуля «Делопроизводство» аналогично базовому решению.
В результате удалось добиться следующих поставленных задач:
Несмотря на то, что коробочный вариант реализации модуля МЭДО был модифицирован, согласно требованиями заказчика, тем не менее его использование существенно сократило время внедрения системы и в дальнейшем позволит без существенных затрат включиться в процесс работы с ГАС.
Так как проект был большим и ответственным, а заказчик требовательным, то в процессе работы над проектом пришлось совершенствовать и трансформировать подход к разработке и взаимодействию между разработчиками и аналитиками. Так были применены следующие подходы:
Работа в системе Linux и с сетевыми каталогами, а также найденные решения позволят в дальнейшем избежать многих ошибок и распространить опыт на другие проекты компании.
Полученный опыт работы с коробочным решением МЭДО в будущем позволит сократить сроки встраивание данного решения на проекты заказчиков, а реализованный функционал создания дополнительных связей легко тиражируется.
Опубликовано:
6 марта 2023 в 16:31
Обсудите реализацию с экспертом Directum