пользователей охвачены автоматизацией по проекту
автоматизированных руководителей
поручений проведена миграция
Правительство Вологодской области. С 2013 года выстраивает цифровые процессы государственного управления на платформе Directum. С 2020 года реализуются мероприятия из Дорожной карты по переходу на отечественное импортозамещенное ПО. Планируется до 2026 года полностью перевести все текущие системы ЭДО, используемые в области, на Directum RX.
Далее по тексту под заказчиком подразумеваем БУ ВО «Центр информационных технологий» – подведомственное учреждение Департамента цифрового развития. Совместно со специалистами учреждения был реализован проект перехода на Directum RX.
На сегодняшний день в Directum RX работает:
Общее количество пользователей – 4 000.
Основной целью многолетнего проекта остается импортозамещение текущей системы, выполнение требований законодательства в рамках исполнения поручений Правительства РФ, а также обеспечение стабильности и независимости критически важных информационных систем. Команда проекта поставила перед собой задачи:
Для безболезненного перехода на новое поколение системы было запланировано:
Оптимизация и запуск новых бизнес-процессов были выполнены в несколько этапов:
Историю проекта и описание долгосрочного планирования можно изучить в заявке Awards 2022. Напомним, что в 2021 году работы затронули систему подведомственных учреждений области (СЭД БУ). В рамках реализации Дорожной карты на 2022 год стояла более амбициозная задача – переход основной системы АСЭД ВО на Directum RX (Directum 5.4 – Directum RX 4.3).
Проект стартовал в январе 2022 года. Были определены следующие этапы работ:
Указанные этапы были реализованы до декабря 2022. В конце года проект был сдан на поддержку в отдел СПС «СТАРКОВ Групп».
Далее перечислены особенности, которые можно выделить при реализации вышеуказанных этапов работ. Это реальный проектный опыт именно с организационной точки зрения.
Изначально, при инициации проекта, совместно с заказчиком приняли согласованное решение, что без мнения и участия в проектировании функционального заказчика обойтись нельзя. Поэтому одним из первых решений по проекту было создание рабочей группы, закрепленное поручением курирующего заместителя губернатора. Рабочая группа состояла из лиц, принимающих решения, и из фактических «оунеров» процессов. Далее, в рабочем порядке каждый из ответственных уже формировал свою подгруппу специалистов, погруженных в конкретные процессы. Данная конструкция позволила не «размывать» ответственность по массе сотрудников-функциональщиков и четко выделило конкретных ЛПР, ответственных за процесс, а поручение, выданное заместителем губернатора, дополнительно мотивировало и создавало рабочий настрой.
Понимая объем работ по проекту, а также сложность в восприятии функциональным заказчиком новой системы, на старте проекта отказались от классического подхода при внедрении подобных систем, а именно: решили применять гибридный метод проектирования (смесь GAP-анализа и максимального внедрения). Суть метода состояла в следующем:
Основные плюсы такого подхода:
По завершении обследования были подготовлены классические проектные решения по процессам, которые послужили основой для ведения разработки. Углубление в детали данного документа не потребовалось от представителей рабочей группы. ПР подписывалось председателем уже формально.
Весь этап проектирования занял 2 месяца, с учетом оформления проектных решений.
Немаловажным условием для успеха проекта было донесение до заказчика, что весь объем исторической информации из Directum 5 не будет мигрирован. Более того – это и не нужно. Было принято решение о минимально необходимом объеме данных, для переноса. То есть только тех данных, которые действительно нужны в новой системе и отсутствие их там повлечет негативные последствия. По итогу было принято решение о переносе:
Важным этапом работ была разработка механизма «ручного мигратора». Основное отличие данного решения от подобного механизма, разработанного компанией Directum, заключается в том, что инициация запроса на миграцию документа осуществляется из Directum RX, а не Directum 5, что позволяет не отвлекать пользователя на переключение между системами. Запрос документов идет напрямую из базы данных Directum 5.
Для повышения эффективности работ в период тестовой эксплуатации были предложены следующие изменения процесса:
1. Подготовка документации для пользователей-тестеров в виде тест-кейсов по конкретным ролям в конкретных процессах. Тест-кейсы представляли собой четкие пособия с картинками и последовательностью действий в системе, необходимые для выполнения конкретной ролью. Данные тест-кейсы раздавались в организованные группы и в процессе тестовой эксплуатации переходили от сотрудника к сотруднику, для проверки всех ролей.
Данный подход позволил тестовым группам сфокусироваться на конкретных процессах и четко разделить роли. Также позволил выявить недоработки в процессах, т.к. участники тестирования смотрели на процесс с разных сторон.
С точки зрения организации проекта – позволил отложить разработку пользовательской документации (инструкций) на более поздний этап и учесть все замечания, обозначенные в тестировании.
2. Тестовая эксплуатация была разделена на два этапа.
Первичный этап проходил очно, с участием консультантов СТАРКОВ Групп на территории заказчика. Был организован учебный класс, с возможностью удаленного подключения сотрудников из дома, а также организованы выходы на места к сотрудникам, которые по каким-либо причинам не могли покинуть рабочее место.
Вторичный этап уже проводился в удаленной форме. Охватывал только тех пользователей, которые зафиксировали замечания по итогу первого этапа. Для минимизации трудоемкости, были скорректированы тест-кейсы и поставлена задача на перетестирование только по исправленным замечаниям.
Все это позволило привлечь к тестированию максимально возможное количество сотрудников, несмотря на летнее время и период отпусков. Основная задача тестовой эксплуатации была выполнена – получены объективные результаты тестирования, а не формальное закрытие этапа.
Очень ответственный и зачастую недооцениваемый этап работ – это обучение. Перед командой стояла достаточно сложная задача – обучить 2000 пользователей, порядка 200 делопроизводителей, не менее 50 руководителей высшего звена и их приемные, порядка 70 ОМСУ. Весь объем работ необходимо было выполнить в 2-х недельный период, с учетом того, что руководители, приемные и делопроизводители должны проходить обучение очно.
В рамках очного обучения особо ничего не придумаешь – тут был выезд консультантов в Вологду и выход на рабочие места, по согласованному графику посещений. Для выполнения же требования по обучению 2000 пользователей решили использовать вебинарный подход:
По началу подход с вебинарами вызывал сомнения и успешность его была под вопросом. В последствии, по итогам выделили неоспоримые плюсы:
Естественно, возникает резонный вопрос – «А что с эффективностью?». Как оценить вовлеченность обучаемого? Не включил ли он просмотр, а сам ушел пить чай? Для закрытия данных рисков, совместно с заказчиком проработали механизм аттестации по итогам обучения.
Требование к проведению аттестации всех пользователей сформулировал сам заказчик. Здесь спасибо опыту коллег из Тюмени, так как данное мероприятие «подсмотрено» оттуда. Заказчик на уровне заместителя губернатора смог согласовать требования к обязательному прохождению аттестации всеми пользователями системы. Непрохождение аттестации автоматически отменяет оказание консультаций пользователю по телефону во время проведения опытно-промышленной эксплуатации. Фактически «убиваем 2 зайцев»: аттестованные пользователи становятся более компетентны, так как не выучив материал аттестацию не пройдешь; снижается нагрузка на службу поддержки, так как есть формальный признак отказа в консультации ввиду отсутствия отметки об аттестации.
Для подготовки к аттестации были проведены следующие мероприятия:
В час X, который выпал на ноябрьские праздники состоялась продуктивная миграция по заранее согласованному плану. До миграции были проведены следующие работы:
Сложно переоценить важность выполнения всех этих мероприятий, а также проведение репетиций миграций и фиксации всего что только может повлиять на ход операции в чек-листы. Это апофеоз всего проекта и единственная попытка, поэтому к подготовке стоит подходить с особой тщательностью.
Всем знаком такой этап как ОПЭ – он следует после переноса всех изменений на продуктивный контур и подключение к реальной работе в продуктивном контуре рядовых пользователей заказчика. Как обычно это бывает – ОПЭ проводится силами проектной команды, которая ведет работы на протяжении всего времени. С точки зрения СТАРКОВ Групп в классическом подходе наблюдается явная проблема, которая начинает доставлять неудобства уже по завершении проекта. Суть в том, что у нас в компании есть процедура передачи проекта на гарантийное сопровождение в смежный отдел – СПС (служба поддержки и сопровождения). В СПС за выполнение работ по поддержке отвечают инженеры сопровождения, которые в момент передачи не погружены в проблематику проекта и не знают всех его особенностей. Всё что у них есть – проектная документация и консультации коллег из команды внедрения.
При реализации проекта по переходу ПВО на Directum RX было принято решение о включении в состав проектной команды 2-х инженеров СПС уже на этапе обучения пользователей. Инженеры совместно с рядовыми сотрудниками заказчика учились работе в системе и постигали её особенности. Далее привлекались уже как «дополнительные руки» на этап миграции. В конце концов, стали полноправными участниками команды на этап ОПЭ. Таким образом проработав вместе с командой внедрения инженерам удалось «войти» в проект, а команде внедрения «выйти» и передать знания инженерам.
На данный момент времени проект находится уже на поддержке в СПС, участвовавшие во внедрении инженеры благополучно передают опыт коллегам по отделу, не подключая проектную команду и не забирая ресурсы.
Автоматизирован процесс работы с региональными правовыми актами и правовыми актами органов исполнительной власти от создания проекта до публикации его на региональный и федеральный порталы правовой информации. Учтена этапность и специфика требований заказчика, организована выгрузка проектов правовых актов на региональный портал для проведения экспертиз. Работа с правовыми актами реализована в рамках регламентов согласования для последующей удобной настройки администраторами системы в случае изменений в регламенте работы Правительства. Дополнительно реализован функционал по включению проектов документов в повестку заседания Правительства с формированием отчетной формы «Повестка заседания» и принятия проекта правового акта с помощью листа опроса. Организована работа руководителей по согласованию в МП Solo.
Согласование проектов исходящих документов осуществляется также в рамках регламента согласования в соответствии с регламентом работы Правительства. Осуществлена обязательная этапность согласования при подписании документов высшим должностным лицом: руководитель, курирующий орган власти, курирующий заместитель губернатора.
Реализован процесс обмена корреспонденцией между органами исполнительной власти с использованием механизма преобразования исходящего письма во входящее, автоматической регистрации в соответствии с настройками и автоматическим направление задачи на рассмотрение, вложением в задачу связанных с исходящих письмом документов.
Между системой подведомственных учреждений области (СЭД БУ) и автоматизированной системой электронного документооборота органов исполнительной власти организован механизм «сквозного» согласования проектов исходящих писем с регистрацией в двух системах в зависимости от подписанта. Процесс инициируется на стороне подведомственной системы. Вся информация о согласовании отображается в специальном справочнике.
Рисунок 4. Справочник «Сквозные процессы»
Важное значение в работе пользователей занимает работа с поручениями. Для организации работы с разным уровнем поручений, контроля исполнения и удобного поиска в реестрах доработана карточка задачи на исполнение поручений. Добавлены дополнительные вкладки Контроль, Поручения Президента РФ, Поручения губернатора области. Доступ к новым вкладкам органичен ролевой моделью.
Рисунок 5. Задача на исполнение поручения
Реализован функционал передачи информации о поручениях, выданных на сотрудников, работающих в системе подведомственных учреждений области (СЭД БУ), передача информации об исполнении и контроль исполнения. Вся информация о согласовании отображается в специальном справочнике.
Рисунок 6. Справочник «Поручения»
Выдача периодических поручений осуществляется в рамках приемки работ по поручению. Новый срок поручения проставляется автоматически в зависимости от указанного периода исполнения. Вся информация по периодическим поручениям отображается в карточке документа и в реестре через фильтрацию по первоначальному поручению.
Рисунок 7. Задание на приемку работ по поручению
При выдаче поручений руководителями было реализовано требование по утверждению проектов поручений не только в рамках задачи на рассмотрение документа, но и при выдаче подчиненных поручений. Создана кастомная задача «Утверждение поручений», в том числе доступная в мобильном приложении «Solo».
Рисунок 8. Задание на утверждение проекта резолюции по подчиненному поручению
При переходе на Directum RX было необходимо учесть, что между системой электронного документооборота для подведомственных учреждений (СЭД БУ) и основной системой органов исполнительной власти, работающей на Directum 5, функционировал модуль «Региональный документооборот», обеспечивающий юридически-значимый обмен служебной корреспонденцией между органами исполнительной государственной власти Вологодской области и подведомственными учреждениями по формату МЭДО (2.6-2.7).
При переходе на Directum RX было принято решение использовать решение Интеграция с МЭДО, доработанное в соответствии с приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29.06.2022 г №500/82 «Об утверждении Технических требований к порядку ведения нормативно-справочной информации системы межведомственного электронного документооборота».
В результате одно решение обеспечивает обмен корреспонденцией с внешними участниками и внутренний обмен корреспонденцией с помощью механизма маршрутизации. Каждый день среднее количество пакетов, участвующих в обмене, составляет от 600 до 800.
Для удобства работы администраторов с процессами обмена (поручения, согласования, МЭДО) новые справочники вынесены в отдельный модуль Интеграция. Простые пользователи также работают с пакетами и уведомлениями МЭДО через обложку модуля Делопроизводство.
Рисунок 9 Обложка модуля «Интеграция»
По аналогии с предыдущим проектом миграции системы электронного документооборота для подведомственных учреждений на Directum RX в системе выполнена интеграция с автономным модулем редактирования «Мой офис», разработанным совместно с компанией Directum. Решение позволяет работать с документами в современном веб-редакторе, обеспечивающем совместную работу онлайн, в перспективе позволит заказчику уйти от десктопных офисных приложений и ускорить процесс импортозамещения.
Рисунок 10. Вид шаблона документа в тестовом редакторе «Мой офис»
Основная работа высших должностных лиц в системе происходит в мобильном приложении Solo. Работу с документами руководителей организуют помощники через веб-интерфейс для экономии времени руководителей при рассмотрении документов, согласовании и подписании. Таким образом, основное требование к приложению – состав папок руководителя должен быть лаконичным, достаточным для обеспечения функциональных обязанностей. При этом для удобства работы помощников с заданиями руководителей в веб-интерфейсе должен был остаться расширенный состав папок с разделением на процессы и документы, участвующие в процессе.
Специально для проекта компанией Directum был разработан отдельный модуль «Мобильные решения», позволяющий администраторам создавать списки папок, отображаемых у конкретного пользователя в мобильном приложении Solo.
Рисунок 11. Обложка модуля мобильные решения
Рисунок 13. Отображение папок в мобильном приложении Solo
Пользователи при работе с базовыми процессами (поручения, согласование) активно пользуются функционалом подзадач. Основное требование к функционалу подзадач от заказчика – возможность указывать в подзадачах только сотрудников, работающих в АСЭД. Вся орг. структура органов власти ведется в АСЭД, далее выполняется синхронизация в подведомственную систему СЭД БУ.
С учетом того, что базовая простая задача не подлежит перекрытию, было принято решение создать свою простую задачу с дополнительными возможностями, которых не было в базовой: выбор сотрудников, работающих в АСЭД, заполнение исполнителей из списков, продление срока исполнения по задаче.
Рисунок 14. Кастомная простая задача. Выбор исполнителей
Рисунок 15. Задание на исполнение по простой задаче
Очередным разработанным функционалом для мобильного приложения Solo стал механизм автоочистки созданных пользователем папок.
Помощники при организации работы руководителей с заданиями в Solo используют самостоятельно созданные простые папки, в которые вкладывают необходимые задания. Например, для обработки важных поручений, поручений губернатора и т.д.
В таких папках накапливается значительное количество объектов, что в дальнейшем приводить к уменьшению быстродействия при загрузке заданий в Solo.
Созданный механизм позволяет удалять задания из конкретной папки после выполнения в соответствии с настройками. Настройки задаются в справочнике: указывается количество дней после выполнения задания. За выполнение очистки отвечает фоновый процесс.
Рисунок 16. Справочник «Настройка автоочистки папок»
В связи с тем, что работа с документами ограниченного доступа регулируется отдельными инструкциями и положениями, скан-образы таких документов не заносятся в систему. При этом документ регистрируется в системе электронного документооборота с фиксацией о наличии в нем информации о персональных данных или информации ограниченного доступа. В дальнейшем такой документ передается в работу на бумаге с параллельным прохождением бизнес-процесса в системе.
В связи с тем, что возможна ситуация, когда документ занесли неправильно, не поставив правильный гриф доступа, в системе создан механизм поиска документов по ключевым словам.
В настроечном справочнике указываются фразы, по которым осуществляется поиск документов, и сотрудники, отвечающие за обработку найденных в результате поиска документов.
Фоновый процесс осуществляет поиск документов по указанным в справочнике фразам с использованием полнотекстового поиска Elasticsearch.
Рисунок 18. Справочник «Настройка полнотекстового поиска документов ДСП»
В результате проведенной опытно-промышленной эксплуатации стало понятно, что для дальнейшего удобного администрирования системы нужны дополнительные инструменты.
Такие инструменты были реализованы в решении Service Kit, ранее описанном в заявке Awards .
Основными элементами решения, используемыми на проекте, стали: механизм возобновления задач, инструмент оповещения пользователей, контроль действия сроков сертификатов пользователей.
Для того, чтобы оценить и понять эффект от реализации проекта перехода на новую платформу для начала вспомним какие цели и задачи были на входе. Что действительно было ценно для заказчика и для чего все это затевалось.
Основной целью проекта было осуществление миграции на импортозамещенную платформу. Ни для кого ни секрет, что это достаточно жесткое требование для государственных органов, которое транслируется с очень высокого уровня и невыполнение требования ничего приятного для субъекта не сулит. Реализация данного проекта без подобного «мотиватора» сама по себе была бы бессмысленна – зачем менять один Directum на другой Directum (без расширения процессов), если и так все хорошо? Поэтому критерием достижения данной цели будет достаточно конкретный показатель – перешли/не перешли. Понятно, что перешли, иначе данной заявки бы не было.
Поэтому для понимания успешности выполненных работ стоит обратить внимание на решенные задачи, которые ставились на старте проекта. Сам по себе переход вполне можно осуществить и полной заменой системы, без возможности продолжения работы над текущими процессами в рамках пользовательских функций. Вклад всей команды в первую очередь ценен тем, что удалось избежать излишних трудозатрат со стороны пользователей, исключить риск непринятия системы или отказа работы в ней.
По итогам выполненных нами работ можно сделать определенные выводы, которые лучше принимать во внимание при реализации подобных проектов в будущем:
Как уже озвучивалось ранее, заказчиком выбрана стратегия поэтапного переноса функциональности на импортозамещенную платформу Directum RX. В 2021 году был выполнен проект по переходу СЭД БУ (Система подведомственных учреждений) на Directum RX, в 2022 – АСЭД ВО (Система ОИГВ). Указанные мероприятия входят в дорожную карту, согласованную с руководством области.
Дальнейшим шагом, в соответствие с планом мероприятий, будет горизонтальное расширение систем и охват большего количества государственных и муниципальных служащих в 2023 году. Основная ставка тут на пользователей ОМСУ. Планируется автоматизировать большинство пользователей в муниципальных районах, городских округах и сельских поселениях области. Это позволит достичь эффекта проникновения в самые отдаленные уголки области и позволит значительно повысить эффективность государственного управления, выполнить необходимые показатели по доле импортозамещения, а также снизить дополнительные накладные затраты.
Как нельзя кстати в рамках данного проекта отработано взаимодействие по МЭДО с ГАС (Глобальный адресный справочник). Это позволит в будущем выстроить эффективное взаимодействие всех ветвей власти и включить в электронный обмен все уровни субъекта РФ. В планах на 2023 год подключение к инфраструктуре ГосЭДО (уже инициирован проект), проведение пилота по обмену ДСП документами и аттестация контура АСЭД ВО для обмена информацией для служебного пользования.
Окончательным этапом, который завершит цикл перехода на новую платформу, станет перенос ГИС ОГ (подробнее в статье о Системе для работы с обращениями граждан Вологодской области). Переход запланирован на 2024 год.
Опубликовано:
22 февраля 2023 в 17:12
Обсудите реализацию с экспертом Directum