АО «ОДК-Авиадвигатель» – ведущее российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения, входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» – 100-% специализированной дочерней компании АО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.
Акционерное Общество «ОДК-Авиадвигатель» известно в мире как ведущее в России конструкторское бюро – разработчик двигателей для гражданской и военной авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий.
АО «ОДК-Авиадвигатель» – головной разработчик двигателей ПД – семейства отечественных турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей с эффективной системой шумоглушения, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных ГТУ.
Основные направления деятельности АО «ОДК-Авиадвигатель»:
С момента внедрения системы Directum на предприятии в 2012-2013 годах к реализованным процесса согласования договорных документов накопился целый ряд пожеланий по настройкам и доработкам, а также ряд недостатков. В 2014 году процесс был незначительно модернизирован, но основа осталась прежней. В 2015 году стало понятно, что бизнес-процесс перестаёт отвечать требованиям компании, и необходима его модернизация.
Основные недостатки:
Цель доработки существовавших бизнес-процессов:
Термины:
ЦФО – центр финансовой ответственности – тематический руководитель, ответственный за расходную часть бюджета.
РТН – руководитель тематического направления по доходным договорам.
Обязательные постоянные согласующие – согласующие, список которых постоянен и не зависит от типа и темы договорного документа.
Обязательные переменные согласующие – согласующие, список которых зависит от типа и темы договора. Определяется выбором РТН или ЦФО.
ОКЗ – Ответственный за код затрат – сотрудник, закрепленный за конкретным ЦФО, который подтверждает в системе корректность указания кодов затрат для договорных документов.
Протокол ЕП – протокол закупки у единственного поставщика, в соответствии с положением о закупках и внутренними стандартами этот протокол согласовывается совместно с договором, при этом имеет свой особый список согласующих.
Расходный упрощенный договор – расходный договор, заключаемый по итогам проведенных закупочных процедур.
Основные требования к новому бизнес-процессу:
Первоначально работа с договорами была реализована через стандартный справочник «Договоры» модуля «Управление договорами» – пользователь создавал запись справочника, заполнял необходимые атрибуты, заносил документы и стартовал из справочника задачу по ТМ. Данный формат работы стал неудобным, т.к. атрибутов было довольно много, заполнять их было сложно для пользователей. К тому же необходимо было реализовать функционал, который позволил бы визуально отображать список согласующих задачи, которая будет запущена. Поэтому вариант работы через мастер стал отличным решением.
Описание мастера
Этап 1. Выбор вида договора.
Вид договора: договор, доп. соглашение, спецификация, протокол разногласий, соглашение о сотрудничестве, соглашение о неразглашении конфиденциальной информации
Этап 2. Заполнение основных реквизитов.
Набор реквизитов зависит от вида договора:
Этап 3. Заполнение основных реквизитов (продолжение)
Этап 4. Выбор документов
На данном этапе пользователь прикрепляет электронные документы. Так же в зависимости от вида документа окна есть возможность прикрепить протокол ЕП.
Стоит отметить, что выбор основного документа и протокола ЕП всегда производится из файловой системы компьютера, а приложения и сопроводительные документы можно выбирать как с компьютера, так и из системы.
Этап 5. Заполнение параметров согласования
На этом этапе заполняются основные параметры маршрута согласования. Список параметров так же зависит от вида и типа договора:
Этап 6. Выбор согласующих
На данном этапе пользователю предлагается заполнить код затрат, источник финансирования, дополнительных согласующих и определить утверждающего договора и протокола (при наличии). В этом же окне так же отображается информация об обязательных постоянных и переменных согласующих, которые будут участвовать в задаче согласования документа. Вид окна и список полей также определяется видом и типом договорного документа, а так же параметра «Согласовать с ЦФО – Да/Нет» (заполняется на этапе 5):
Расходные договорные документы с протоколом ЕП, установлен параметр «Согласовать с ЦФО – Да»:
Расходные договоры без протокола ЕП, установлен параметр «Согласовать с ЦФО – Да»:
Дополнительно соглашение, протокол, спецификация, заказ к расходному договору, установлен параметр «Согласовать с ЦФО – Нет»:
Доходные и прочие договорные документы
Этап 7. Заполнение списка рассылки
Пользователю предлагается заполнить список рассылки договорного документа, определить, требуется ли перевод документа, а также требуется запускать задачу по согласованию договорного документа.
В случае если параметр «Отправить на согласование» будет снята, система лишь создаст запись справочника «Договоры» и занесет документы в систему, но не запустит задачу по их согласованию.
Этап 8. Проверка параметров типового маршрута
Система предлагает проверить список направляемых на согласование документов, состав согласующих договора (с разбивкой по этапам), состав согласующих протокола ЕП при его наличии (с разбивкой по этапам).
При нажатии кнопки «Готово» система совершает следующие действия:
Мастер позволяет пользователю перейти по шагам назад для корректировки атрибутов и настроек при такой необходимости до старта задачи.
Всего для бизнес-процесса «Согласование договорных документов» создано пять типовых маршрутов:
Типовые маршруты отличаются количеством этапов согласования, а также рядом других особенностей, характерных для каждого из видов договорных документов.
Обязательные постоянные согласующие определены в матрице согласующих. На каждый типовой маршрут есть соответствующая запись, в которой прописан перечень согласующих, указан этап согласования и необходимость подписания протокола ЕП.
Обязательные переменные согласующие для расходных договоров определяются в справочнике «Ответственные ЦФО», в котором для каждого ЦФО определяется какой согласующий в каком типовом маршруте на каком этапе будет находиться и в какой роли. Помимо этого, в этом же справочнике определяется ответственный сотрудник договорного отдела за данное направление.
Таким образом, для большинства договорных документов полный перечень согласующих полностью определен и пользователю необходимо указать только дополнительных согласующих.
Одним из требований было ограничение возможностей по редактированию карточки справочника «Договоры». В первую очередь это касалось таких атрибутов как ответственный за ЦФО, коды затрат и источник финансирования. Для выполнения данного требования введено ограничение на редактирование части полей карточки справочника «Договоры» после старта задачи по согласованию договорного документа. Ограничение снимается в случае прекращения задачи, либо на определенных этапах маршрута. В рамках задания по согласованию документа с ответственным за код затрат (сотрудник определяется в справочнике «Ответственные ЦФО» введен запрос параметра «Код затрат», в котором данный сотрудник может изменить/добавить/удалить код затрат для указанного в договоре ЦФО. Выбрать код затрат другого руководителя ЦФО или поменять руководителя ЦФО данный сотрудник не может. Так же возможность изменения ЦФО и кодов затрат имеется в рамках задания на доработку документа (в этот момент данные поля в карточке разблокированы). В случае, если инициатор в рамках задания на доработку документа изменяет руководителя ЦФО, то автоматически меняется список согласующих – согласующие от прежнего ЦФО убираются из процесса, а от нового добавляются на соответствующие этапы. В случае если этап согласования был пройден, то согласующим от ЦФО формируется задание на текущем этапе согласования.
Помимо возможности изменения кодов затрат и руководителя ЦФО на этапе доработки так же может добавить новые документы для согласования (например, приложения к договору, протокол ЕП, протокол разногласий и т.п.). В случае, если это Протокол ЕП, система укажет, что документ будет направлен членам комиссии по закупкам, которые уже рассматривали данный договорной документ и предложит указать дополнительных согласующих так же из числа уже согласовавших (но не являющихся обязательными членами закупочной комиссии).
В случае если это приложение к договорному документу, протокол разногласий и т.п., то будет только запрос, с кем из согласующих, которые уже смотрели первоначальный комплект документов, необходимо согласовать этот новый(ые) документ(ы)
Прочие доработки и изменения:
В маршруте хранятся два списка согласующих: кто должен согласовать договор, и кто должен согласовать договор с протоколом ЕП.
В случае если к договору приложен протокол ЕП:
3. Эффект от внедрения
Иллюстрации и скриншоты приведены в приложении.
Другие публикации по системе Directum в АО «ОДК-Авиадвигатель» в 2016 г.
Ранее опубликованные проекты на DIRECTUM Awards
2013 г. Внедрение системы электронного документооборота на ОАО «Авиадвигатель»
2013 г. Перспективный кейс Развитие системы электронного документооборота на ОАО «Авиадвигатель»
Обсудите реализацию с экспертом Directum
Авторизуйтесь, чтобы написать комментарий